Что думали о лжи великие умы прошлого? Заглянем в историю…
И ложь бывает святой, как правда... Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается.
Г. Троепольский.
«Белый Бим Черное Ухо»
В конце концов, что такое ложь? – Замаскированная правда.
Д. Байрон
Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, это было бы глупостью, но все, что бы ты ни сказал, должно отвечать твоим мыслям; в противном случае это – злостный обман.
М. Монтень
Нет лжи более вредной, чем та, которой мы обманываем сами себя.
Д'Аранда
Если ложь на краткий срок и может быть полезна, то с течением времени она неизбежно оказывается вредна. Напротив того, правда с течением времени оказывается полезной, хотя может статься, что сейчас она принесет вред.
Д. Дидро
Мы очень мало знаем и плохо учимся, потому и должны мы лгать.
Ф. Ницше
Лжет только тот, кто боится.
Г. Сенкевич
Ложь иной раз так ловко прикидывается истиной, что не поддаться обману значило бы изменить здравому смыслу.
Ф. Ларошфуко
Все люди рождаются искренними, а умирают лжецами.
Вовенарг
Беда принуждает ко лжи даже честных.
Публий
Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая, которая приковывает человека к земле свинцовыми цепями.
Ч. Диккенс
Кто раз умеет обмануть, Тот много раз еще обманет.
Лопе де Вега
Боль заставляет лгать даже невинных.
Публий
Ничто так не прекрасно для глаза, как правда для ума; ничто так не безобразно и непримиримо с разумом, как ложь.
Джон Локк
Ложь всегда извивается, как змея, которая никогда не бывает прямой, ползет ли она или лежит в покое; лишь когда она мертва, она пряма и не притворяется.
М. Лютер
Ложь, подобно маслу, скользит по поверхности истины.
Г. Сенкевич
Есть три разновидности лжи: ложь, гнусная ложь и статистика.
Б. Дизраэли
Тот, кто лжет, не отдает себе отчета в трудности своей задачи, ибо ему предстоит еще двадцать раз солгать, чтобы поддержать первую ложь.
Поуп А.
Лгать самому себе для своей выгоды – подделка; лгать для выгоды другого – подлог; лгать для того, чтоб повредить, – клевета; это худший вред лжи.
Ж. Руссо
Ложь открывает тому, кто умеет слушать, не меньше, чем правда. А иногда даже больше!
А. Кристи.
Ложь, откровенная или уклончивая, высказанная или нет, всегда остается ложью.
Ч. Диккенс
Еще с древних времен определились два основных подхода к допустимости лжи. Платон, Гегель, Макиавелли считали ложь во благо общества допустимой, и даже необходимой. «Уж кому-кому, – писал Платон, – а правителям государства надлежит применять ложь как против неприятеля, так и ради своих граждан – для пользы своего государства, но всем остальным к ней нельзя прибегать». В своей книге «Республика», следуя принципу «стремления к наибольшей выгоде государства», Платон предоставляет еще двум социальным группам – врачам и судьям – право использовать свободу в извращении истины для блага граждан. Платон полагает, «что судьи имеют право лгать, чтобы обманывать неприятеля или граждан в видах общего интереса, подобно докторам, которые имеют право лгать в интересах своих пациентов».
Еще более категорично о допустимости лжи писал Вольтер в XVIII веке, считая, что ложь является высшей добродетелью, если она творит добро, причем нужно лгать, как черт, не робко, не время от времени, а смело и всегда.
А. Шопенгауэр называл отрицание необходимой лжи «жалкой заплатой на одежде убогой морали».
Обратная позиция уходит корнями в христианскую мораль и рассматривает ложь с точки зрения наносимого ей вреда, а потому не принимается как форма поведения человека. Епископ Аврелий Августин отрицал любую форму лжи, считая, что она подрывает доверие между людьми.
Иммануил Кант не допускал права субъекта на ложь даже, когда надо дать ответ на вопрос злоумышленника «дома ли тот, кого он задумал убить».
Фома Аквинский пытался связать оправданность разных видов лжи с моральным фактором полагая, что грех лжи отягчается, если субъект намерен ложью причинить вред другому, и это называется вредной ложью, грех лжи уменьшается, если она направлена на добро или развлечение, и тогда мы имеем дело с шутливой ложью, или на полезность, и тогда это услужливая ложь, посредством которой субъект стремится помочь другому человеку или спасти его от вреда.
Известный русский философ, богослов В. Соловьев также считал возможным нравственную ложь «во спасение».