Должностные инструкции, распоряжения начальства, отчеты – наша рабочая жизнь регулируется многочисленными документами. Но, помимо официально зафиксированных, есть и негласные правила. Речь идет об офисном этикете, соблюдение которого поможет вам не только обрести симпатии коллег, но и продвинуться по карьерной лестнице.
Приветствие
О необходимости здороваться помнят все, но многие забывают о том, как это нужно делать правильно. Во-первых, приветствовать коллег необходимо сразу, а не тогда, когда вы снимете верхнюю одежду. Во-вторых, приветствие должно относиться ко всем присутствующим в офисе, то есть говорить нужно достаточно громко.
Если вас с коллегой связывают приятельские или даже дружеские отношения, не стоит тут же подходить к нему и обсуждать личные вопросы. Поговорить о своих делах вы можете вне рабочего пространства: в коридоре, комнате отдыха, зоне для курения и т.д.
Здороваясь и прощаясь, не забывайте об улыбке, и чем более искренней она окажется, тем лучше будут думать о вас соседи по офису.
Обращение
К начальству, особенно если оно старше, следует обращаться исключительно на «вы», а вот с коллегами могут быть варианты. Если корпоративная культура компании достаточно строга, говорить «вы» нужно даже ровесникам. Если же на новой работе принят демократичный стиль общения, ориентируйтесь на возраст человека и его профессиональный опыт. Разница в возрасте, должности и стаже незначительна? Скорее всего, допустимо говорить «ты». В сложных случаях не стесняйтесь уточнить, как лучше обращаться к человеку: в этом вопросе нет ничего неприличного. Наоборот, проявив таким образом дополнительное внимание к коллеге, вы заслужите его симпатии.
Внешний вид
Здесь опять же все зависит от корпоративной этики. Если дресс-код предполагает особые требования, вас об этом предупредят еще на собеседовании. Если о внешнем виде сотрудников вы с будущим работодателем не говорили, постарайтесь все же одеваться нейтрально, по крайней мере первое время.
Избегайте ярких цветов, не приходите на работу в слишком высоких сапогах. Стразы и блестки, броский макияж и маникюр тоже под запретом. Парфюмом злоупотреблять не стоит: запах не должен быть слишком заметным. При наличии татуировок старайтесь не демонстрировать их, пока не перестанете быть новичком в компании: некоторые до сих пор предвзято относятся к людям с рисунками на теле.
Прихорашиваться на рабочем месте, подобно героиням фильма «Служебный роман», – дурной тон. Если вам срочно нужно обновить маникюр, следует сделать это в комнате отдыха или туалете.
Рабочее место
Навести идеальный порядок на рабочем месте – задача несложная, а вот поддерживать его постоянно получается далеко не у всех. Если у вас возникают с этим трудности, по крайней мере сортируйте груды папок по назначению: отдельно – документы первостепенной важности, отдельно – те, с которыми можно подождать, отдельно – коробочки с различными безделушками и т.д.
Размещение на рабочем столе личных фотографий, приятных мелочей допустимо, но следите за тем, чтобы они не занимали слишком много места. Организуя рабочее пространство, не покушайтесь на территорию соседа, даже если его стол почти не занят. Грамотами, памятными наградами и любыми другими знаками профессионального отличия украшать свое место не только можно, но и нужно, но проявляйте чувство меры и не превращайте офис в свой личный музей.
Употребление пищи
Перекусы на рабочем месте – не лучшая идея. Правила хорошего тона предполагают, что вы будете обедать и полдничать в кафе или комнате отдыха. Если руководство не позаботилось о создании обеденной зоны, допускается употребление пищи в самом офисе, но на заранее отведенной для этого территории и только во время перерыва.
Бывает так, что времени на полноценный обед просто нет. В таком случае вы можете перекусить и на рабочем месте. При этом следует избегать ароматной пищи, чтобы не вызвать вполне объяснимое раздражение коллег. И помните, что перекусы за компьютером не должны стать для вас нормой.
Все это не касается употребления кофе или чая – их можно пить и во время рабочего процесса, не боясь нарушить негласные правила.
Дни рождения и корпоративы
В большинстве организаций принято собирать деньги на подарок имениннику. Уклоняться от этой традиции значит противопоставлять себя коллективу, что неизбежно отразится на отношении со стороны коллег. Поэтому, даже если регулярные поборы не вызывают у вас энтузиазма, придется подчиниться существующему порядку.
Не уделить внимания коллегам в свой день рождения тоже неправильно. Совсем не обязательно устраивать пышное торжество, но угостить их тортом и фруктами всегда можно: это и вежливо, и экономно.
От приглашения на корпоративное мероприятие отказываться не стоит, даже в случае, если отношения в коллективе далеки от идеальных. Наверняка, есть те, кто будет рад вашему присутствию. А участвовать в сомнительных конкурсах и общаться с не очень приятными коллегами вас ведь никто заставить не может.
Помните: на корпоративе не принято говорить о работе, если этот разговор не инициируется руководством. Обсуждая офисные проблемы во время отдыха, вы рискуете показаться человеком, желающим выслужиться перед начальником, или просто занудой.