И.В. Константинова — пластический хирург (стаж — более 17 лет), к.м.н., доцент кафедры пластической хирургии РУДН.
Интервью: Е. Зинченко Фото: из архива И. Константиновой
Ирина Валерьевна Константинова — из тех редких специалистов, про которых говорят: хирург от Бога. Кажется, будто сама судьба вела ее к пациентам. В детстве Ирина любила естественные науки, поэтому, окончив школу с серебряной медалью, из всех вузов родного Кирова — медицинского и юридического — смело выбрала первый. Уже на третьем курсе она стажировалась в Германии под руководством знаменитого нейрохирурга, профессора Маджида Самии. Проводила трепанации черепа, публиковала научные статьи и даже стала соавтором книги по нейрохирургии.
Окончив институт с красным дипломом, поступила в интернатуру по общей хирургии. Вскоре определилась и с направлением — выбрала отделение урологии, где ей предложили заняться написанием кандидатской диссертации. Когда бюджетного места в ординатуре не оказалось, коллега порекомендовал Ирине продолжить обучение в Москве у профессора, доктора медицинских наук, микрохирурга, уролога-андролога Сокольщика Михаила Мироновича. Решение о переезде поддержал отец (в свое время, работая в прокуратуре старшим следователем, он отказался от переезда в столицу, о чем впоследствии жалел), и в 2005 году Ирина отправилась в Москву, где два года практиковалась в андрологии и пластической хирургии, а затем получила предложение о постоянной работе.
Ирина, в разные годы взгляды на женскую красоту менялись — ценились и полные женщины, и худые (стиль Твигги). Можно ли выделить основные тенденции последних лет? С чем чаще всего к вам обращаются?
В последнее время наметилась тенденция к гармонии и естественности, что не может не радовать. Если лет 7-10 назад в моде была большая грудь, то сейчас акцент смещается на индивидуальные параметры, подходящие конкретной женщине. Например, если худенькая девушка имела до родов второй размер груди, она просит вернуть этот прежний размер. Что касается подтяжки лица, тела — здесь тоже многие запросы идут в сторону естественности.
Моя основная специализация — маммопластика и пластика тела. Чаще всего ко мне обращаются за подтяжкой груди без имплантов, уменьшением груди с подтяжкой без имплантов (эти операции — мои любимые), увеличением груди, а также пластикой всего тела (живота, бедер, спины, рук) в случаях, когда произошла значительная потеря веса. Нередко приходят женщины после родов и кормления грудью.
Как выбрать своего специалиста? Что дает первая встреча с пластическим хирургом и какие вопросы должен задать пациент, чтобы операция и результат его не разочаровали?
Для начала рекомендую внимательно изучить информацию о враче в Интернете: его стаж, выполненные работы, резюме, биографию, интересы доктора. По моему мнению, важно, чтобы врач и пациент находили общий язык и чувствовали друг друга. После выбора врача вы приходите на очную консультацию. Если ощущаете сильное волнение, заранее подготовьте список вопросов. Задавайте любые интересующие вас вопросы, даже если они кажутся незначительными. Я всегда говорю: глупых вопросов не бывает.
Если врач вам подходит, вы поймете это на первой консультации. Вам должна нравится его манера общения, голос, внешний вид и даже то, как он пахнет. Ведь операция — это только начало, впереди вас ждет долгий процесс восстановления, и вам предстоит много взаимодействовать с врачом. Если на первой встрече вы чувствуете дискомфорт, доверьтесь интуиции. Настоящий специалист примет ваши вопросы с пониманием. Если что-то непонятно, повторяйте визиты столько раз, сколько потребуется, пока все не станет ясно.
У вас богатый профессиональный опыт — маммопластика, абдоминопластика, липосакция, интимная пластика, комплексные операции, а также сложные случаи (синдром Поланда и др.). Насколько за годы вашей работы изменилась пластическая хирургия? Что появилось нового в помощь хирургам?
Методики выполнения операций постоянно совершенствуются. Иногда небольшие изменения в привычной технике (где-то что-то присмотрела, придумала) приводят к улучшению результатов. Например, уменьшение груди — вроде бы стандартная методика, но на каждой груди я работаю по-разному. Порой даже мой ассистент и те, кто приходят учиться, выражают недоумение: «Мы не понимаем, как вам это удается». А ты просто берешь ткань в руки, ощущаешь ее — и действуешь.
Мы регулярно посещаем конгрессы и симпозиумы, где обмениваемся опытом с коллегами и слушаем их доклады. Считаю, что современная пластическая хирургия активно развивается в направлении здоровьесберегающих технологий. Я стараюсь избегать длительных операций (продолжительностью свыше шести часов) и стремлюсь сокращать время благодаря использованию более совершенных методов.
Конечно, в работе хирурга ключевую роль играют навыки, инструменты и шовный материал, особенно если речь идет о больших рубцах после пластических операций. Несмотря на текущую ситуацию в мире, у нас есть в наличии качественные импортные материалы, снижающие риск воспалений и аллергических реакций.
Сколько времени обычно занимает реабилитационный период; как пациенты справляются с ним?
Реабилитационный период зависит от вида и сложности операции, у каждой свои особенности и ограничения. В среднем, если говорить об основной части пластических операций, полная реабилитация завершается примерно через два месяца после хирургического вмешательства.
Пациенту важно понимать, что от реабилитации зависит очень многое. Если он не готов придерживаться ограничений в течение двух месяцев после операции, ее стоит отложить или вовсе отказаться от нее.
Пациенты все разные — одни ведут себя дисциплинированно, их восстановление протекает максимально гладко и результаты отличные. Другие девочки (и иногда мальчики) могут нарушать рекомендации, пренебрегать мерами предосторожности — делать резкие движения и пр.
Небольшие операции обычно переносятся легче. К примеру, подтяжка груди без использования имплантов может пройти практически безболезненно, достаточно лишь носить компрессионное белье. В случае значительных вмешательств, таких как абдоминопластика или торсопластика, процесс восстановления будет более сложным.
В одном из наших интервью вы сказали: «Для меня самое сложное в работе — самое любимое. Например, операции по подтяжке и уменьшению груди». Что еще вас вдохновляет в работе?
Да, для меня чем труднее операция — тем интереснее. Если полистать мои страницы в социальных сетях, можно увидеть результаты самых разных по сложности операций. В процессе таких работ у меня появляется драйв: смогу ли, получится ли. . . Коллеги даже говорят, что я радуюсь, словно оперирую впервые. Радость от успешного результата, особенно в нестандартных ситуациях, когда пациент остается доволен, просто переполняет меня. Очень вдохновляет радость в глазах пациентов, когда они приходят на перевязку после операции, благодарят и обнимают меня. Хотя процесс восстановления еще продолжается, остаются боли, синячки, они уже чувствуют себя счастливыми, и ты осознаешь, ради чего все это делается. Конечно, красота тела и привлекательный внешний вид важны, но самое главное — внутренние изменения. У пациентов появляется уверенность, блеск в глазах, меняется осанка. Все это очень вдохновляет меня — хочется стараться лучше и работать больше!
Всегда ли вы сами довольны результатом?
Признаюсь, я очень требовательна к себе. Порой настолько, что меня даже просят покинуть операционную (Улыбается — Прим.авт.). Например, при уменьшении груди необходимо сначала сделать одну грудь красиво, затем вторую в точности как первую. Завершив операцию, я много раз проверяю каждый миллиметр линейкой, пока коллеги не остановят меня: «Хватит, все идеально, все красиво!»
Иногда после операции думаешь, что все прошло удачно, но потом начинаются сомнения. Однако на перевязке убеждаешься, что результат радует.
Если есть явные недочеты после операции, которые видит и пациент, и я, то проводим коррекцию. Такие ситуации возникают редко, но утверждать, что их вовсе не бывает — нечестно. Любому практикующему пластическому хирургу приходится сталкиваться с подобными моментами — это может быть неудачный шов или другие мелкие проблемы. И тогда лучше провести коррекцию и пройти с пациентом весь путь.
Иногда женщины просят установить слишком крупные импланты, и мне не нравится итоговый результат. Но если пациентка довольна, то цель достигнута. Главное, чтобы все было симметричным и аккуратным.
В каких случаях вы отказываете пациентам и почему?
Я отказываю, если вижу, что запрос пациента на результат не соответствует его исходным данным. Показываю возможные варианты и объясняю, почему определенный результат невозможен. Обычно мы находим компромисс. Если же пациент продолжает настаивать на своем, несмотря на доводы и примеры, мне приходится отказаться от проведения операции.
Бывают случаи, когда люди ведут себя не совсем адекватно: начинают спорить, выдвигать свои условия, отказываться от анализов, соблюдения ограничений...
Или, например, девушка хочет увеличить очень красивую грудь. Здесь я стараюсь убедить ее не идти против природы. Мамы таких пациентов очень часто потом выражают благодарность. Каждая операция должна проводиться по строгим показаниям. Нет смысла увеличивать грудь третьего размера до пятого-шестого, если нет медицинских оснований. Я всегда говорю: лучшая операция — та, которой не было.
Вы уделяете много времени обучению, усовершенствованию навыков и знаний, а еще патентуете свои методики, по которым обучаются начинающие хирурги. Какие личные качества, по вашему мнению, обязательны для пластического хирурга и что важно понимать тем, кто хочет посвятить себя этой профессии?
На мой взгляд, любой хирург должен обладать твердой волей, способностью справляться с различными трудностями, умением оставаться собранным и уверенным в своих действиях, несмотря ни на что. Важно помнить, что все личные проблемы мы оставляем за пределами клиники.
Порой необходимы жесткость, напористость и здоровый авантюризм. Мой наставник, Михаил Миронович Сокольщик, научил не бояться собственной тени. «Если перед вами сложная ситуация и нет четкого плана действий, просто беритесь за дело — решение найдется в процессе». Я видела, как он проводил подобные операции, и очень рада, что встретила такого учителя на своем пути. Иногда и я провожу операции, опираясь главным образом на интуицию и личный опыт.
Что касается пластической хирургии, то она имеет две ключевые особенности. Во-первых, мы не спасаем жизни в буквальном смысле, а работаем со здоровыми людьми. Задача — улучшить внешность, сохранив здоровье (тогда как нездоровый пациент после хирургического вмешательства будет благодарен уже за сам факт излечения — при аппендиците, например).
Во-вторых, нашим пациентам требуется особое внимание на этапах реабилитации. Важно уметь общаться с ними до и после операции, поддерживая их эмоциональное состояние. Это влияет на конечный результат.
Именно из-за необходимости проявлять высокую степень эмпатии в общении с пациентами не все спешат переходить к практике хирурга.
Благодаря кому и чему вам удается двигаться вперед без выгорания и стресса?
Первое, что приносит мне радость, — это близкие люди. Мой сын хоть иногда и шалит, но всегда встречает меня словами: «Мамочка, ты лучшая в мире, я тебя люблю». В эти моменты все остальные заботы отходят на второй план.
Также я очень люблю спорт. Регулярно посещаю тренажерный зал, совмещая силовые тренировки с кардионагрузками. Недавно возобновила тренировки после вынужденного двухнедельного перерыва. Когда после занятий я пришла на работу, скрыть свою радость от коллег было невозможно! Тело устало, но ощущение внутренней энергии и драйва поднимает настроение и мотивирует к покорению новых вершин!
Кроме этого, я участвую в благотворительных забегах (марафонах). Обожаю прогулки на свежем воздухе и поездки на дачу. В общем, я человек активный — вязание и спокойные занятия не для меня, предпочитаю динамичный отдых.
Плюс у меня дома живут четыре антистресса с кожаными носиками, это два британских котика и две собачки — шпиц и мальтипу. В каком бы настроении я ни возвращалась домой, они всегда радостно встречают меня! Иногда не успеваю снять верхнюю одежду, пока не обниму их всех (Улыбается — Прим.авт.).
Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
Прежде всего желаю крепкого здоровья! Заботьтесь о себе и своих близких, поддерживайте друг друга. Если что-то беспокоит, своевременно обращайтесь к врачам.
Желаю терпимости по отношению друг к другу, особенно к своим близким. Часто мы переносим рабочее напряжение на домашних, хотя этого делать не стоит. Проявляйте уважение и понимание к окружающим — как на работе, так и дома.
Пусть ваши планы успешно реализуются, и пусть у вас всегда будет мечта, к которой вы стремитесь! Пусть дети радуют вас, а семьи остаются крепкими! И, конечно, желаю всем мирного неба над головой!
СПРАВКА
Ирина Валерьевна Константинова
Врач, пластический хирург (стаж — более 17 лет), к.м.н., доцент кафедры пластической хирургии РУДН.
Опыт
2007 — 2008 Лечебно-реабилитационный центр Минздравсоцразвития
2008 — 2017 Лечебно-реабилитационный центр Минздрава
2010 — н.в. Российский университет дружбы народов
2012 — 2014 Медицинский центр «Петровские ворота»
2013 — 2014 Центральная клиническая больница, ОАО «РЖД»
2017 — 2019 Медицинский холдинг «СМ-Клиника»
2018 — 2020 Центр пластической хирургии «Эталон»
2020 — 2023 Международный медицинский центр «Синай»
2023 — н.в. Клиника «Реал Транс Хаер»
2023 — н.в. Медицинский центр «Юниклиник»
Ирина Валерьевна — обладательница многочисленных премий. Активно занимается благотворительностью, поддерживает инициативы,
связанные со здоровым образом жизни.
Сайт: doctor-konstantinova.com
VK: doctorkonstantinova, doctorplastic
Mob/WhatsApp/TG: +7 (926) 926-26-60