Интервью: Е. Зинченко Фото: из архива Е. Степновой
Основатель юридической компании Selen-Grand, член палаты налоговых консультантов РФ Елена Степнова — о любви к профессии, о навыке решения проблем с холодной головой и о том, насколько в бизнесе важны грамотное планирование и оптимизация.
Елена, ваш опыт в бухгалтерской сфере — более 18 лет, в налогах — более 20. Такая преданность делу без большой любви вряд ли возможна... А о какой профессии вы мечтали в детстве?
В самом раннем детстве, до 14-15 лет, я мечтала стать преподавателем (играла в учительницу), после — адвокатом. Сегодня могу сказать, что сбылось все с поправкой на время. Я провожу практические тренинги, вебинары для собственников бизнеса, бухгалтеров и юристов на разные темы, связанные с налогами, а также как налоговый консультант защищаю интересы бизнеса во время различных контрольных мероприятий налоговых органов, готовлю отчеты специалиста и экспертизы (по налогам и бухгалтерскому учету) по уголовным делам.
Как долго вы работали наемным сотрудником, прежде чем решили открыть свой бизнес?
Я начала работать во время обучения в академии, со второго курса (летом — все дни, во время учебы — по полдня). После окончания вуза еще 1,5 года работала в той же юридической компании, затем ушла в свободное плавание на корабле под названием «Собственный бизнес». И по сей день на нем ходим! (Улыбается — Прим. ред.) В моей трудовой книжке — лишь одна запись юридической фирмы.
Чего главного удалось достичь за эти годы?
Выделить что-то конкретно сложно. Главное — я занимаюсь любимым делом, которое позволяет мне расти профессионально (сама постоянно учусь, общаюсь с коллегами в профессиональных кругах), дает возможность самореализовываться в разных околопрофессиональных сферах, находить что-то новое, осваивать и применять это на практике.
Согласно стереотипам, бухгалтер — спокойный человек, которому не свойственны излишние эмоции. Это соответствует действительности в вашем случае?
Это стереотипы. У каждого свой характер, его не скроешь в профессии. Я уже давно перестала быть просто бухгалтером, но по своим сотрудникам могу сказать, что у всех различный характер. Самые главные качества, которые непременно должны быть у хорошего бухгалтера, — аккуратность, способность к кропотливой работе, целеустремленность и любовь к профессии. При всем этом можно быть совсем не спокойным человеком и вполне преуспеть!
В чем, на ваш взгляд, основной секрет ведения успешного бизнеса в любых реалиях?
Умение брать на себя ответственность, принимать решения в любых обстоятельствах. Ведение бизнеса — высокорискованная деятельность, каждое решение должно быть продумано и любой результат просчитан. Хотя иногда и не всегда желателен, но бизнесмен должен быть готов держать удар.
На что нужно обратить особое внимание предпринимателю, чтобы работать максимально без нервов и быть готовым к любым проверкам контролирующих органов?
Я всегда говорю всем своим клиентам, что любую проблему легче предугадать, предотвратить, чем потом бороться с ней. Поэтому, начиная любой бизнес, надо сразу строить правильную систему внутри бизнеса (юридическую, финансовую). Я понимаю, что цель бизнеса — получить максимальную прибыль, и многие скажут, что это про продажи, но сегодня мало получить эту прибыль, надо сразу думать о том, как ее сохранить, чтобы продолжать дальше наращивать тенденцию роста. Только правильная постановка всех процессов внутри поможет удержать курс на успех, а не утонуть. Цель контрольных органов — противодействовать злоупотреблениям в сфере уплаты налогов. Тогда как цель бизнеса — не «заплатить меньше налогов», а грамотно спланировать или оптимизировать свои налоговые платежи в рамках закона. Это очень важный момент, и это не миф — все возможно!
Что лично вам помогает справляться со стрессом?
Не доводить себя до стресса. За долгое время работы я сталкиваюсь с разными ситуациями: в делах клиентов, в своей деятельности. И главное правило моей работы — все проблемы, задачи решать с холодной головой. Не угнетать, не убиваться, не терзаться в поисках решения проблемы. Если сейчас не приходит на ум, как ее решить, отложи на час, два, сутки (если есть время), решение придет… Если надо решить прямо сейчас, срочно, так бывает (редко, но бывает), тогда исходи из принципа «Не навреди!».
Если не секрет, какая вы жена и мама? И как влияет занятие бизнесом на погоду в доме?
Конечно, занятие бизнесом накладывает отпечаток на поведение дома. Я по привычке стараюсь все процессы контролировать, особенно с детьми. В то же время стараюсь, чтобы они сами принимали решение. Правда, варианты, из которых они выбирают, все равно уже продуманы и ненавязчиво им предоставлены (парк аттракционов или зоопарк), пока они маленькие. Но в этом смысле мне тоже повезло: все мои мужчины (муж и два сына) — лидеры по своей сути (у каждого свое виденье любой ситуации), но лидеры разумные, поэтому мы находим компромисс, а дети с детства учатся где-то уступать, где-то отстаивать свою позицию. Для нас всех семья — это наша сила, дом — наша крепость, мы учим этому детей. Надеюсь, и здесь, с воспитанием, все получится!
Тел.: +7 (925) 725-22-22
VK: consultant_stepnova
Сайт: selen-grand.ru