Интервью: Е. Зинченко
Фото: из архива Н. Козыревой
Хотите видеть своих детей счастливыми, успешными и ответственными? Тогда нужно начинать с себя. А под руководством профессионалов этот процесс может стать еще и увлекательным. В «Академии успешного школьника» – современном и уникальном проекте – родителям помогают вырастить гармоничную личность и сохранить здоровую атмосферу в семье. О том, как проходит процесс обучения и каких результатов уже удалось достичь, рассказывает руководитель академии, педагог-психолог Наталья Козырева.
Наталья, название проекта — «Академия успешного школьника», но обучаете вы родителей?
Верно. Мы работаем с родителями. Самооценка детей, умение справляться с трудностями, не бросать начатые дела, внутренняя мотивация, желание учиться, развиваться и даже безопасность детей — это непосредственные зоны влияния родителей.
Все зависит от того, как мама и папа общаются друг с другом, уважают ли границы ребенка, как реагируют на эмоции детей (гнев, крики, слезы, страхи), какие посылы и установки несут, насколько зависят от чужого мнения, уверены ли сами в себе. Поэтому, если вы желаете вырастить детей адекватными, чтобы они умели управлять собой, выстраивать коммуникацию, говорить «нет» опасным увлечениям нашего времени, быть деятельными, активными, успешными, — нужно заняться собой, посмотреть на свои модели воспитания. Невозможно переделать детей, не меняя себя. И наши ученики готовы это делать! А мы помогаем им прийти к стабильным результатам, здоровым отношениям, учим решать любые трудности, такие как истерика 3-летнего малыша во время адаптации в саду, отказ идти в школу 9-летнего мальчишки или агрессивное поведение подростка. Да, сейчас мы работаем уже и с родителями детей более младшего возраста. Так как именно в раннем возрасте часто родители неосознанно убивают у детей желание учиться, развиваться. Именно здесь формируются лень и скука, на которые так часто жалуются родители.
Какие результаты получают участники курсов?
В первую очередь, жить становится легче, появляется больше радости в семье. Крики, истерики, раздражительность уходят. Родители возвращают себе авторитет. Становятся ресурсными мамами и папами для своих детей, теми, кого уважают, к кому прислушиваются. Есть понимание, что делать, куда двигаться. У детей загораются глаза, они начинают «дышать»: исправлять свои оценки в школе (сами!), делать домашнее задание, управлять временем, откладывают гаджеты в сторону. Уходят трудности, свя- занные с агрессивным поведением. Неуверенные дети начинают отвечать, проявлять инициативу. Лень, скука, нытье пропадают. В семье начинают разговаривать, общаться друг с другом.
Можно прочесть тысячу умных книг, но без практики ничего не работает. Мы же формируем навыки, отрабатываем алгоритмы, механизмы поведения, форми- руем новые модели. Поэтому многие наши ученики так и говорят: «Герои семьи – это как стиль жизни: вкусив однажды, отказываться уже не хочется».
Недостаток внимания — большая проблема для многих современных семей. Про знакомых, коллег, звезд шоу-бизнеса порой знают больше, чем про своих близких: супругов и детей... Появляются семейные проекты, общие дела. Дети начинают больше ценить себя и, как следствие, начинают мыться, чистить зубы, заправлять кровати, есть нормальную еду...
Если хотя бы один член семьи (чаще всего это мама, хотя у нас учатся и мужья, и старшие сестры, и даже бабушки) начинает действовать, работать над отношениями, жизнь семьи налаживается. И, конечно же, качественные и стабильные результаты требуют времени, небольших ежедневных шагов и грамотной поддержки. Все это у нас продумано и работает на 100%.
Вы помогаете решать проблемы с «истериками, бардаком и гаджетами». Каким образом это происходит?
Один из наших топовых онлайн-проектов — это семейная мотивационная игра «Герои семьи». Она создана на основе механики компьютерных игр, которые так любят дети, только игра происходит не в гаджетах, а в реальной жизни, в семье. Там идет развитие качеств не виртуального героя, а самого главного героя в своей жизни — себя. Благодаря командной работе (семья — это же команда, даже если играют только мама и ребенок), дети видят, как от их решений и действий зависит развитие семьи. Мы обучаем родителей основам построения коммуникации, вариантам поведения в ситуациях, когда дети гневаются, льют слезы, отказываются что-либо делать. Подробно разбираем механику игры, а далее в течение 45 дней они уже дома играют с постоянной нашей поддержкой, консультациями, подробным разбором ситуаций. Все сразу же отрабатывается на практике.
Посоветуйте что-нибудь мамам и папам, которые сейчас испытывают трудности в отношениях с детьми?
Самое простое средство для улучшения отношений — это бла- годарность. Не пустая похвала типа «Молодец», «Ты самый лучший!», «Ну круто!», а содержательная по формуле: «твое действие + влияние на тебя/семью/общество». Например: «Как здорово, ты сегодня сел уроки делать сам! Вовремя!» (то, что делал 3 часа и «тянул резину», опускаем), «Ты умеешь управлять временем, у тебя получается. Это такое ценное качество взрослого человека. Ты взрослеешь!» или «У меня появилось время, ведь мне не нужно тебя контролировать, благодаря этому я отдохнула (почитала), испекла пирог на ужин. Спасибо, сынок!»
Это одновременно легкое и сложное задание. Сложность в том, чтобы заметить действие, подобрать слова, сказать (если есть обиды, ожидания, раздражения, то хочется критиковать). А легкость в том, что, единожды освоив, начинаешь благодарить всех вокруг, и отношения стремительно меняются. Порой ничего больше и не надо. Помните, что на чем держите фокус (на негативе или позитиве), то и развиваете. Благодарность — это навык, который постепенно нарабатывается. Действует, кстати, в любой ситуации!
Email: info@academush.com
VK: kursishkolnikov
IG: natalkoz
YouTube: Академия Успешного Школьника
35