Инесса, вы обучаете не только студентов, но и проводите курс повышения квалификации для преподавателей иностранного языка. В чем его особенности?
Такие увлеченные и организованные люди, как читатели журнала «Бизнес-Леди life», безусловно, знают, что для достижения любой, даже самой амбициозной, цели необходим четкий план действий.
В своем курсе, в основу которого положен синтез лучших, проверенных временем российских и современных западных методик, я и даю пошаговое руководство — как подготовить любого ученика к сдаче одного из самых важных экзаменов... С 2020 года в перечень обязательных предметов для сдачи единого госэкзамена будет включен иностранный язык. Но опыт показывает, что уровень владения им обычным российским школьником, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Мы отправляем наших детей к репетиторам, которые порой блестяще знают предмет, но имеют лишь отдаленное представление о методике преподавания. А ведь именно методика является царицей педагогических наук. За время курса в арсенале слушателей остается целый набор работающих инструментов. Они и помогают как начинающему, так и опытному учителю и репетитору привести своих учеников к цели — блестящей сдаче экзамена.
Многие опасаются технологий нейролингвистического программирования, которые сейчас применяются в педагогике и, в частности, изучаются на вашем курсе...
Да, действительно, НЛП вызывает целый ряд дискуссий. Но, думаю, вы согласитесь, что практическое применение достижений любой науки зависит от целей конкретных людей. Пример — энергия атома, без которой немыслима жизнь современного общества. Ее применение прекрасно только в мирных целях. Так и с теорией НЛП, которое находится на стыке многих наук, в частности, психологии и языкознания.
В нашем курсе мы говорим о некоторых стратегиях полиглотов — тех, кто смог выучить несколько иностранных языков, и делаем их приемы общедоступными для учеников. И каждый выбирает для себя именно те методы, которые кажутся ему наиболее результативными.
К тому же немногим известно, что популярная сегодня бизнес-модель улучшения результативности SMART появилась именно в рамках НЛП. Если принципы постановки целей в соответствии со SMART-критериями зарекомендовали себя как довольно прогрессивные и действенные в бизнесе, то почему бы не использовать их и в процессе подготовки к экзаменам?
На курсе я рассказываю преподавателям, как научить своих учеников правильно ставить и достигать промежуточные цели, экономить время и энергию, повысить продуктивность учебы, а также избегать недейственности, как управлять своей мотивацией на примере подготовки к экзаменам. Эти навыки помогут не только сдать ЕГЭ на высший балл, но и пригодятся в дальнейшем.
А чем интересна ваша авторская методика «Вовлечение в обучение» для подростков?
Подростки — народ особый. Удивительный возраст! И самый непростой. С подростками уже не работают методы обучения начальной школы, однако у них еще и отсутствует мотивация, которая движет старшеклассниками. Они хотят понимать, зачем им учиться — не ради какого-то отдаленного будущего, а здесь и сейчас. Современному подростку интересно множество вещей, но зачастую учеба с их точки зрения — это то, что никаким образом не связано с их настоящей жизнью.
В своей методике я постаралась объединить интересы современных подростков с обучением английскому языку. Альберт Эйнштейн говорил, что высшее искусство, которым обладает учитель, — это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний. В клубе Inessa5club я стараюсь пробуждать эту радость творчества и вплетать обучение языку в увлечения современных подростков. Тебе нравится блогинг? Учимся писать посты на английском. Хочешь выступать перед камерой? Будем грамотно строить свою речь. Любишь играть на укулеле? Тебе домашнее задание — выучить новую песню на очередное грамматическое правило и на следующей встрече клуба научить ее словам своих друзей.
Ребята надевают очки виртуальной реальности и проходят учебные квесты, озвучивают мультфильмы и учатся писать сценарии, снимают придуманные ими истории на хромакее — большом зеленом полотне, фон которого позволяет затем наложить на него в компьютерной программе интерьеры дворцов, высоких гор и многое другое!.. Скажите, что интереснее — просто вызубрить и сдать какую-то тему или разучить роль для спектакля? Вопрос риторический. И ведь не можешь не выучить — нельзя подвести группу таких же юных артистов. И подросток с удовольствием работает над правильным произношением и интонациями — твою роль потом заснимут и выложат в популярную соцсеть. Есть для чего стараться!.. Изучение языка превращается в увлекательный процесс, когда перестает быть для подростка самоцелью, а становится средством достижения других, более интересных и важных для юного человека целей.
Уверена, что и во взрослой жизни этот подход работает. Иностранный язык должен иметь прикладное значение, дополнять фундаментальное образование, быть одним из инструментов в профессии.
Расскажите, пожалуйста, о своем проекте «Школа выживания в системе образования».
Мое заветное желание — изменить к лучшему систему образования России. Возможно, это покажется слишком дерзким, но я уверена, что, если каждый из нас на своем месте будет работать с максимальной отдачей и любовью к своему делу, мы сможем очень многое.
Современное общество требует от всех непрерывного движения вперед. Но система образования — наиболее консервативная сфера. Это связано и с финансированием, и с долгим процессом утверждения новых программ обучения, и с личными амбициями руководителей... В современной школе тяжело и ученикам, изнывающим под грудой домашних заданий, и родителям, не знающим, как помочь своим детям, и самим учителям, зажатым в тиски непомерных требований и отчетов... Мой проект «Школа выживания в системе образования» призван объединить усилия специалистов с тем, чтобы всем в этой системе жилось лучше. Так ли уж необходимо учить все, что требует современная школьная программа? Что из этого действительно может пригодиться в жизни? Какие формы обучения можно выбрать? Чему и как учиться сегодня, чтобы быть востребованным и высокооплачиваемым специалистом в будущем? Как поступать в магистратуру за границей? На своих еженедельных вебинарах и во время прямых эфиров в «Инстаграме» мы обсуждаем проблемы современной системы образования и пытаемся найти наиболее эффективные способы их решения. Мои собеседники — преподаватели ведущих вузов России и зарубежья, школьные учителя, родители, бывшие выпускники и студенты.
Проект этот некоммерческий. Записи вебинаров и прямых эфиров рассылаются нашим подписчикам совершенно бесплатно. И я слышу восторженные отзывы о той пользе, которую получают люди всех возрастов от нашего проекта. Некоторые ждут начала очередного вебинара целыми семьями. Вы тоже можете присоединиться! И не только в качестве слушателя, но и стать спикером. Если у вас есть идеи и вы готовы поделиться ими, добро пожаловать в этот проект!
Какие планы хотите реализовать в следующем году? И о чем вообще мечтаете?
Планов очень много. И главная цель — открытие своей онлайн-школы. Мы с мужем и старшей дочерью, продолжившей династию преподавателей нашей семьи в пятом поколении, уже начали работу над ее созданием. Очень надеюсь успешно реализовать и этот проект.
Еще мечтаю... нянчить внуков (Улыбается — Прим. авт.). И сотворить для них атмосферу, в которой им было бы радостно познавать этот мир.
Мы живем в удивительное, полное невероятных возможностей для людей всех возрастов время! Чем больше я занимаюсь разными образовательными проектами, тем большим оптимизмом и энергией заряжаюсь. Я счастлива за своих детей — перед ними открыт целый мир! Только дерзай!