Что чувствует ребенок с аутизмом? Какие действенные методы помогают таким детям вести образ жизни обычных детей? В чем сильные стороны программы Рона Дейвиса и почему она стала такой популярной? На эти и многие другие вопросы нам ответила педагог-дефектолог, методист по коррекции трудностей обучения, преподаватель иностранных языков Людмила Шуллер.
Людмила, почему основным инструментом в своей работе вы выбрали метод Дейвиса? Чем он вас привлек?
Однажды я прочитала книгу Рональда Дейвиса «Дар дислексии». В ней автор описывает состояние дезориентации, когда наш мозг неправильно воспринимает информацию, поступающую от наших органов восприятия (глаза, уши, тело). С этим состоянием сталкивался каждый из нас – сидя в стоящем поезде или автомобиле, мы своим периферическим зрением видим движение соседнего состава или автомобиля. Мгновенно мы чувствуем это движение всем телом и испытываем панику. Но нейротипичный мозг в доли секунды справляется с этим состоянием, мы понимаем, что двигаемся не мы.
Так вот, дислексики, как люди, думающие объемными образами, испытывают это состояние дезориентации каждый раз, когда сталкиваются с текстом на плоскости. Они говорят, что буквы начинают меняться местами, переворачиваются, исчезают и т.д. Метод Дейвиса позволяет дислексикам справляться с дезориентацией самостоятельно, применяя инструменты самоконтроля. Таким образом, во время освоения программы по методу Дейвиса дети и взрослые учатся применять эти инструменты и успешно пользуются ими в дальнейшем. При этом те таланты, которые присущи дислексикам, остаются при них.
А все ли трудности в обучении поддаются коррекции?
Да, все трудности в обучении поддаются коррекции. Средств и методик много, главное – найти подходящий вариант. То, что подходит одному, не всегда подойдет другому. Важно обратиться к специалисту вовремя.
Какие неочевидные признаки речевых расстройств существуют? Чему можно не придавать значения, но что является серьезным симптомом, связанным с психическими нарушениями?
На сегодняшний день эта область достаточно изучена, поэтому сложно говорить о неочевидных признаках. Также я не стала бы разграничивать симптомы на серьезные и несерьезные. Существуют определенные нормы развития, но, как известно, границы этих норм очень размыты. Тем не менее, они есть. Если у родителей возникают сомнения насчет развития ребенка – это уже повод обратиться к специалисту, который в свою очередь либо успокоит родителей, либо назначит дополнительные обследования/коррекционные программы. Чем раньше нарушение будет выявлено, тем раньше начнется работа по коррекции данного нарушения.
Как программа Дейвиса помогает детям с аутизмом? В чем ее сильные стороны?
Это нетравмирующий, щадящий подход, позволяющий людям, страдающим аутизмом, более полно участвовать в реальной жизни. Рон Дейвис – аутист. В детстве он чувствовал себя потерянным – позже Рон назвал это «пустотой аутизма». Взрослым он описывал этот период своего раннего детства как погружение в чувство чистой безоговорочной любви. У Рона появилась фрагментарная форма памяти примерно в девять лет, когда он начал выходить из своего аутистического мира и почувствовал, как его втягивает в физический мир, полный боли и хаоса. Он прокладывал свой путь через хаос и смятение, создавая объекты, идеи и концепции из густой, липкой глины, которую он делал, смешивая красную грязь с водой на заднем дворе своего дома. Эта практика моделирования из глины помогла ему разобраться в окружающем мире. В конце концов этот мальчик, на которого в 12 лет навесили ярлык «необразованный, умственно отсталый» и который почти ежедневно подвергался избиениям со стороны отца и старшего брата, был признан IQ-гением. К 27 годам его IQ был 169. Сейчас миссия Рона заключается в том, чтобы помогать таким же людям, как он сам. Он считает, что потенциал гения существует в той или иной форме во всех нас, при условии, что у нас есть твердая основа, на которой можно строить свое мышление и личный рост. Люди с аутизмом нуждаются в специально разработанной поддержке для внедрения этих важнейших основ. Рон много лет работал со специальной группой профессионалов над созданием и совершенствованием целостной программы развития, призванной изменить жизнь людей, страдающих РАС (Расстройства аутистического спектра – Прим. авт.). Появившаяся в результате этого программа Дейвиса «Подход к проблеме аутизма» помогает раскрыть присущие детям с аутизмом дарования. В Фонде Рона Дейвиса по борьбе с аутизмом мы понимаем данную проблему и с огромным уважением относимся к людям, страдающим РАС. Наши щадящие, ненавязчивые программы помогают устранить внутренние барьеры и пробудить истинный потенциал. Если вы желаете больше узнать о подходе Дейвиса к аутизму, посетите сайт (на английском языке): rdautismfoundation.org.
Вы владеете несколькими иностранными языками. Какие это дает преимущества не в профессиональной, а в вашей личной жизни?
Могу на иностранном языке слушать песни, смотреть фильмы, читать литературу, общаться с людьми...
Если бы вам предложили облететь полмира на воздушном шаре, кого вы бы обязательно взяли с собой в путешествие?
Я бы с удовольствием провела кругосветное путешествие в компании своих детей. Но от полета на воздушном шаре я бы отказалась, так как страдаю аэрофобией (Улыбается – Прим. авт.). Поэтому в небо я устремляюсь, только если это необходимо для работы и экономии времени на дорогу, но не развлечения ради.
Контактная информация:
IG: shuller_dyslexia_help