Интервью: О. Беляева Фото: из архива А. Гибинска
Клиенты сравнивают ее с «заклинателем дождя» (так в известной притче называли старичка-китайца, вызвавшего дождь в одной деревушке и спасшего местных жителей от голода — Прим. ред.), с экстрасенсом и даже с «наблюдателем» из квантовой механики, превращающим волну в частицу. А некоторые называют мамой... Знакомьтесь, у нас в гостях психоаналитик, член Международного профессионального психоаналитического общества IPPS — Александра Гибинска.
Александра, чем отличается психоанализ от других видов психологической помощи?
Говоря о психологической помощи, чаще всего вспоминают психиатров, психологов и психотерапевтов. Давайте рассмотрим, чем от психоаналитика отличается каждый из них. Психиатр — врач, который ставит диагноз и использует фармакологические препараты для лечения. Психоаналитик никогда не делает ни того, ни другого, даже если имеет на это право, являясь психиатром по образованию. Психолог — специалист, призванный подогнать человека под социальные нормы, предварительно причислив его к определенному типу. Что думают психоаналитики о подобной классификации? Уместно, пожалуй, вспомнить Жака Лакана: «Сколько людей, столько и психических структур». Психотерапевт обычно стремится что-то улучшить, как будто существует «шкала прогресса».
Но самое главное, что вышеперечисленные специалисты в основном работают с симптомами, способствуя вытеснению их причин в более глубокие слои бессознательного. Психоанализ же рассматривает психический аппарат в целом. Почему это важно? Представьте, что психика — сообщающийся сосуд, где ничто никуда не девается, и если где-то убыло, значит, где-то прибыло. Простой пример: пациент больше не боится летать на самолете, но теперь жалуется на импотенцию. То есть, купируя «цветочки», мы не знаем, в какие «ягодки» они трансформируются завтра. Именно поэтому психоаналитик призван докопаться до «корней» и выкорчевать их.
Что дает психоаналитическая терапия и как она работает?
Если вы придете ко мне, то наше взаимодействие будет представлять собой диалог, но говорить будете в основном вы. Такое распределение активности неслучайно: именно ваш текст станет материалом для нашего совместного исследования, с помощью которого нам станут доступны ваши бессознательные процессы. Основное правило — говорить все, что приходит в голову. Я же буду интерпретировать, конфронтировать и прояснять. Также важно отметить, что психический аппарат работает через речь: что не сказано, то не прожито. Одной из основных моих задач будет помочь вам пережить что-то заново, но в более зрелом возрасте и с профессиональной поддержкой. Для чего это нужно? Чтобы выйти из-под власти прошлого. Чтобы стать живым и счастливым.
А если внешне все более или менее в порядке, нет невроза и/или других нездоровых проявлений, зачем нужен психоанализ?
Психоанализ — это личностный рост, возможность понимать себя лучше, отделять личных «тараканов» от общественных, а в идеале и вовсе избавиться от них. Кстати, невроз есть практически у всех, и не обязательно, чтобы тряслись руки и дергался глаз. Такие проявления, как обидчивость, ранимость и тревожность, также являются невротическими. Если вы поймали себя на том, что понимаете, но не переживаете, или интенсивность ваших чувств затрудняет понимание происходящего, или же вы действуете некоторым образом и не понимаете, почему именно так, то добро пожаловать на прием.
Но бывает и другое: ко мне обратилась молодая успешная женщина, которая вышла замуж по любви за не менее преуспевающего человека и родила первенца, в котором души не чаяла... Я в свою очередь пыталась понять, что не так в этой истории. Подводным камнем оказалась потребность разделить свою радость с эмоционально отстраненными родителями.
Говорят, что люди после того, как прошли курс психоанализа, зарабатывают гораздо больше прежнего, так как начинают видеть для себя много новых возможностей. Это правда?
Во многих случаях это так. Изменения начинаются с осознания старых установок, таких как «Не в деньгах счастье», «У нищих слуг нет». Кто-то бессознательно избегает денег, чтобы не обвинить себя в жадности или меркантильности, для кого-то — выйти замуж за богатого и вовсе означает записаться в проститутки. Но если вы придете к выводу, что серфинг привлекательнее работы в банке, я вас пойму и поддержу.
Какую самую приятную оценку вашей работы вы когда-либо получали?
Я — счастливый человек, так как имею возможность наблюдать в динамике изменение качества жизни моих анализантов. Что касается оценок, то меня сравнивали с «заклинателем дождя» из притчи, с экстрасенсом и даже с «наблюдателем» из квантовой механики, превращающим волну в частицу. Но самое сильное впечатление производят оговорки, в которых меня называют мамой.
WhatsApp, Viber: +7 (905) 581-91-71 | IG: psyanalitik_gibinska | Сайт: gibinska.ru