Интервью: Е. Зинченко Фото: из архива М. Путиловой
Почему подростки становятся «трудными», чем мешает родителям чувство вины и как решать проблемы без конфликтов — об этом мы говорим с детским психологом Мариной Путиловой. Марина имеет 10-летний практический опыт работы, является разработчиком коррекционно-развивающей программы для работы с детьми группы риска (тревожные дети, дети с заниженной самооценкой) и консультантом в сфере возрастных кризисов, стилей воспитания и психологической готовности детей к школе.
Марина, у вас три высших образования. Это любовь к знаниям или..?
Можно сказать, что любовь к знаниям — в определенной степени. Но, скорее, желание понимать как можно лучше предмет своего интереса, стремление к максимально глубокому погружению и получению основательных знаний. Первое образование — агроэкология, в юности окончила сельскохозяйственную академию. Второе — юридическое, это было осознанно, можно сказать, по любви. Когда в моей жизни появляется стойкий жгучий интерес, я сначала черпаю знания из доступных источников, затем — перехожу на их профессиональное получение. Так вышло и с психологией. Сначала было просто любопытство, модная тема, обсуждаемая на работе. Постепенно, читая книги, я поняла, что хочу знать психологию досконально.
Часто ли в психологических проблемах детей виноваты родители? И если вы видите, что причина не столько в ребенке, сколько в его родителях, их методах воспитания, как поступаете в этом случае?
Я уверена: в психологических проблемах детей любого возраста всегда есть вина родителей. Единственное, мне не нравится сама формулировка — «вина родителей». Это давит и прививает родителям чувство вины, что совсем не есть хорошо. Я бы сказала, проблема детей — зона ответственности родителей.
Почему не нужно воспринимать как свою вину?
Дело в том, что, когда мы ощущаем вину, то чувствуем подавленность и невозможность что-то изменить. А когда знаем свою ответственность, то понимаем, что наши поступки и действия вызывают определенные реакцию и поведение у детей, и это дает возможность выбора инструментов для решения проблемы.
Мы осознаем, что в наших силах изменить созданную нами же ситуацию. Проблемы в отношениях родителей и детей возникают, когда не удовлетворяются естественные потребности детей. Это происходит от незнания психологических особенностей возраста, в котором находится ребенок. Так что разговаривать, решать проблему нужно с родителями, а не с детьми. На консультации с родителями я объясняю, на каком этапе находится их ребенок с психологической точки зрения, что характерно для этого этапа и как организовать взаимодействие с ребенком.
Вашему сыну — 7 лет, а дочери — 17. Насколько помогает ваш личный опыт в общении со своими детьми?
В отношениях со своими детьми я — обычная мама, и в нестандартных ситуациях, которые происходят, сначала «на сцену выходит» просто мама. Но мой психологический опыт научил меня в конфликтах после первой реакции не опускаться до оскорблений. Я не обижаю своих детей, рассказываю о том, что сейчас чувствую. А через какое-то время мы разбираем ситуацию, подключая мои психологические знания. Так что, если подытожить, то сначала я — мама со своими эмоциями, а потом уже — психолог. Неужели возможна жизнь с подростком без конфликтов? Иногда ведь бунты возникают буквально на ровном месте... Жизнь без конфликтов с подростками действительно возможна. Самый главный секрет бесконфликтного существования и взаимодействия с ребенком — не только в подростковом возрасте — в том, что родителям нужно знать минимальные основы возрастной психологии. Что происходит с ребенком, что ему нужно для развития, что будет мешать. Для подростков зачастую характерно обесценивание родителей и семьи в целом. В стремлении быть со сверстниками, и только с единомышленниками, приходит осознание себя. Нужно понять, что ребенок вырос и идет психологическое разделение, и вот эту связь, ниточку, потихоньку надо отпускать, предоставляя возможность выбора каких-то моментов, где он может проявить свою ответственность.
Без чего вы не представляете свою счастливую жизнь?
Семья, книги, развитие — три кита, на которых держится моя жизнь. Это то, что делает меня счастливой.