Интервью: Е. Зинченко Фото: из архива Н. Новиковой
Построить карьеру в профессии, о которой мечтаешь с детства, — большая удача. В этом убедилась руководитель «Академии развития», специалист по подготовке к школе, тренер по скорочтению, каллиграфии и коррекции почерка Наталья Николаевна Новикова. Уже более 20 лет она работает с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. «С самого раннего детства я знала свое призвание — быть проводником в мир знаний. А это значит снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами».
Наталья, все дети очень разные, но вам удается заинтересовать каждого своего ученика. Как подбирается программа обучения — вы проводите тестирования или беседы с родителями?
Для выявления проблем и оценки знаний ученика провожу первое диагностическое занятие, результаты которого сообщаю родителям. На основе диагностики я составляю индивидуальную программу обучения и маршрутный лист. Есть и промежуточные замеры знаний, которые позволяют контролировать прогресс. Первая встреча важна и для установления контакта с ребенком и родителями. Многие обращаются только за рекомендациями, а после первой встречи решают остаться для дальнейшей работы.
Наверняка вам помогает и ваша основная специальность учителя математики — царицы наук...
Безусловно, помогает. Если углубиться в типы мышления, то я с точностью могу сказать, что у меня математический склад ума. Такие люди рациональны, внимательны и последовательны в деталях, они способны четко и ясно мыслить, докапываться до истины. Все эти навыки помогают мне поддерживать порядок в своих действиях, в работе и в быту.
Зачем дошкольнику скорочтение? Не будет ли ему потом скучно в традиционной школе?
Скорочтение — это сложная интеллектуальная работа, а не просто чтение. Я начинаю обучение с традиционной программы, затем добавляю приемы скорочтения, расширяющие кругозор, развивающие зрительную память и образное мышление.
Умение читать даст первокласснику значительные преимущества. Но главная задача, которую я перед собой ставлю, — это привить любовь к чтению.
Всегда ли можно помочь детям с дислексией и дисграфией? И почему похожие проблемы встречаются и у взрослых?
Коррекция высших психических функций — это длительный процесс, требующий внимания и терпения от ребенка и родителей. Поддержка и занятия со специалистом значительно улучшают навыки чтения и письма. Раннее выявление расстройств увеличивает шансы на исправление и дает возможность исключить их во взрослом возрасте.
Для решения проблемы я предлагаю специальную программу с упражнениями, цель которых — создавать новые нейронные связи, задействовав в работе оба полушария головного мозга.
При возвращении признаков дислексии/дисграфии проводится повторная, более быстрая коррекция.
Сегодня диагноз СДВ/СДВГ звучит очень часто. Что здесь главное при взаимодействии с ребенком, что его мотивирует?
Да, СДВ/СДВГ — распространенный диагноз. Он не сказывается на интеллекте, но сильно мешает в обучении. Здесь важен особый подход: налаживание визуального контакта, спокойный тон, частая смена деятельности и умение направлять энергию в нужное русло. Я стараюсь выявлять сильные стороны ученика и укреплять его уверенность в себе. Похвала и поощрение — ключевые элементы мотивации.
Наталья, вы еще и мама. Ваши профессиональные умения наверняка повлияли на жизнь ваших детей?
Я мама двух замечательных сыновей. Возможно, мой пример увлеченности работой помог им найти дело по душе. Старший сын, помимо основной работы, увлекается баскетболом, а младший — музыкой: игрой на гитаре и вокалом. А еще младшему сыну передалась моя любовь к книгам, в свои шестнадцать лет у него есть собственная небольшая библиотека.
Как выглядит ваш идеальный отпуск? Есть ли места, куда хочется вернуться?
На протяжении многих лет мое самое любимое место отдыха — родительский дом. Он для меня и место силы, и источник вдохновения. Это мой маленький рай!
Вместе с семьей я люблю путешествовать по разным городам России. И, конечно, в нашей копилке есть места, куда хочется вернуться снова...
Tel/WhatsApp: +7 (950) 147-10-95 | VK: nnovikova20 7