Интервью: Е. Зинченко Фото: из архива А. Семенищевой
О том, как установить и сохранить крепкую и гармоничную связь со своим ребенком и на какие сигналы в поведении детей важно обращать внимание, нам рассказала Анастасия Семенищева — дипломированный детский психолог, член Международной профессиональной ассоциации психологов, ведущая психологических игр для детей, подростков и родителей.
Анастасия, вы работаете онлайн и офлайн с детьми, с родителями и с теми, кто только готовится стать мамой и папой, а также проводите интересные тематические занятия для взрослых в группах. Когда вы впервые задумались о том, чтобы стать детским психологом?
Думаю, мой профессиональный путь начался еще в дошкольные годы — мне было 5, когда в детском саду я помогала воспитателям нянчиться с детьми ясельной группы. Еще тогда голоса детей, их взгляды и непосредственность вызывали у меня сильный душевный отклик. И в дальнейшем, под влиянием семейных обстоятельств и различных жизненных историй я начала задумываться, как генетика, воспитание и социальная среда влияют на судьбу ребенка, его характер, самореализацию и успешность. Тогда и появились первые мысли о том, чтобы связать свое будущее с психологией, а именно — с детской психологией.
Что вам больше всего нравится в вашей работе?
Получать результат от работы, разбираться в семейных историях, улучшать взаимоотношения людей и делать семьи хоть немного счастливее.
Найти и осознать причины психологических проблем — лишь часть дела. Как перейти к конкретным действиям и оставаться последовательным в них?
На самом деле поиск и осознание проблемы — наша основная задача. Потому что когда вам некомфортно находиться в отношениях с ребенком или с окружающими людьми, вы делаете первый шаг к тому, чтобы начать что-то менять. Начинаете осознавать причины, которые привели вас к проблеме. То есть главным мотиватором на пути саморазвития и собственной трансформации и является дискомфорт, который испытывает человек. И когда я работаю с семьями, в начале работы мы вместе убеждаемся, что родители хотят изменений и что они важны для того, чтобы качество их жизни улучшилось, а отношения с детьми перешли на другой уровень. В своем бережном сопровождении семьи я выступаю как проводник для родителей — помогаю придерживаться плана развития, который мы выстроили и структурировали, и проходить этот путь осознания и собственных трансформаций качественно и гармонично.
В дошкольном периоде мамы, как правило, меньше работают и больше времени уделяют своим детям, в школьном — все наоборот, да и дети уже чаще замыкаются в себе. Что в поведении школьника может сигнализировать о проблемах?
На самом деле наши отношения с ребенком формируются еще в момент его внутриутробного развития. И в раннем детстве (1–3 года), и в дошкольные годы наша задача — максимально понять темперамент, характер своего ребенка и с учетом этих особенностей научиться с ним взаимодействовать, договариваться, находить компромиссы, выстраивать личные границы и определенные правила, которые помогут регулировать наши отношения. Если уже в дошкольном возрасте отношения установлены, посеяно семя любви, доверия и принятия, есть большая вероятность, что и в школьном периоде, несмотря на занятость и проблемы мамы, удастся сохранить крепкий контакт с ребенком.
Бывает, что ближе к 9–10 годам этот контакт ослабевает — у ребенка появляются собственные интересы, более значимыми становятся отношения со сверстниками. И здесь важно не пропустить следующие сигналы в поведении детей и при необходимости вовремя обратиться к психологу:
• появление замкнутости;
• отсутствие мотивации к учебе (раньше было интересно);
• демонстративное поведение (жалобы из школы и др.).
Если вы видите, что отношения портятся, ребенок начинает грубить, не отвечает на звонки, прогуливает уроки, наносит себе телесные повреждения, закрывается надолго в комнате, имеет зависимости (алкогольную, игровую или др.) — необходимо принимать меры.
Если к вам приходит родитель с запросом коррекции поведения у своего ребенка, но вы понимаете, что психологические проблемы прежде всего у родителя — как поступаете?
Работа с ребенком в любом случае всегда начинается с работы с родителем. В данной ситуации объясняю тактично, что дети — некая проекция нас, наших чувств, наших установок и убеждений. И для того, чтобы работа с ребенком была эффективной, нам важно подключить всю семью и, конечно, родителя к этой работе. Клиенты у меня, как правило, понимающие, и проблем здесь не возникает.
Очень часто, уже спустя 2–3 встречи (максимум — 10) родители наблюдают первые результаты — еще до того, как мы начали работу с ребенком. В дальнейшем при необходимости проводим сессии с ребенком. Бывают чередования работы с родителем и работы с ребенком.
Как правило, ребенку не меньше 5–6 лет. И речь идет о коррекции именно психологического поведения (не о нейропсихологических проблемах — логопедических, дефектологических и др.).
Когда вы остаетесь довольны результатом своей работы?
Когда я вижу трансформацию в жизни своих клиентов. Когда мама говорит: мне стало легче и спокойнее, я увидела своего ребенка и наши с ним отношения другими глазами. Когда проблема, с которой ко мне обратились, либо минимизировалась, либо исчезла совсем. В этот момент я понимаю, что справилась со своей работой и что двигаюсь в правильном направлении — потому что помогла людям раскрыть друг в друге новый потенциал, увидеть новые возможности. Положительный отзыв и гармоничные отношения в семье и есть самый главный результат моей работы.
Работа с людьми — всегда энергозатратна. Как проходит ваш отдых и перезагрузка?
Поскольку у меня помогающая профессия, то я регулярно прохожу личную терапию. В ней нахожу огромный ресурс для себя — и как человек, и как профессионал. Есть и регулярные супервизии — они дают второе дыхание для работы: новые идеи и рекомендации коллег меня заряжают.
Огромный заряд бодрости и возможность переключиться с профессиональных тем на личные я получаю от общения со своим ребенком. Так же хорошо помогает восстановить силы хобби — очень люблю петь и играть на фортепьяно. Еще люблю читать, гулять по лесу, слушать птиц или просто приятную музыку.
Все это позволяет оставаться в тонусе и делиться с клиентами только положительной энергией.
СПРАВКА
Анастасия Семенищева
Детский практический психолог
С 2016 года работает с детьми, подростками и родителями детей от 0 до 16 лет.
Окончила Кемеровский государственный университет по направлению «возрастная психология и психология развития» с красным дипломом, магистратуру Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена в Санкт‐Петербурге с красным дипломом. Прошла переподготовку на коррекционного психолога (диплом с отличием).
Имеет опыт работы в образовательных центрах и учреждениях, в том числе в школах
с детьми с особыми образовательными потребностями, а также опыт научной и практической деятельности.
«Моя суперсила — мой подход. На консультациях даю четкие, понятные и конкретные рекомендации — без воды, как утверждают мои клиенты».
Тел./WhatsApp/TG: +7 (921) 393-55-32
TG-канал: psydeti_semA
VK: id381530029