Автор: Ю. Павельев Фото: из архива Ю. Павельева
Любовь к красоте — это вкус. Создание красоты — это искусство.
Р. У. Эмерсон
Россия на протяжении многих веков заимствовала разнообразные представления о женской красоте у других стран, при этом не отходя от общепринятого идеала русской красавицы, сформировавшегося еще в древности, т.е. не только перенимала сложившиеся в Европе взгляды, но и пропагандировала свои. Большое влияние оказывали идеология и религия, доминировавшие в обществе в той или иной период.
Если в дохристианские времена смысл красоты имел некий земной вектор направленности, был чувственным, связывался с природой и не имел строгих рамок, по которым можно было бы выявить идеал, то после принятия христианства и его обрусения к XII веку эталон привлекательности получил вертикальный вектор направленности — к горнему, к свету. Красота в представлении людей начала приобретать духовно-мистическую природу, а античная чувственность стала уходить из ее критериев. Однако уже в XIII веке последовало обращение к идеалам воспетых в былинах Трояновых (языческих) веков, вызванное княжескими усобицами. Затем наступила эпоха Русского Предвозрождения (XIV–XVI века), когда произошло восстановление культуры, возрождение народных образов. XVII век стал временем всестороннего процесса обмирщения, внедрения в материальную культуру России европейских эталонов красоты. Период IX–XVII веков в России свидетельствует о явной трансформации понятия об идеальной внешности, которое тем не менее, несмотря на все столкновения, сохранило свои основные сущностные характеристики. Наглядно проследить динамику изменений взглядов на красоту в России нам позволяет множество литературных источников, образы и портреты эталонных красавиц своего времени, запечатленные известными живописцами.
Непорочная дева
В VI веке на византийские представления о женской привлека- тельности оказала влияние христианская религия. По учению церкви, женщина была источником соблазна и греха. В то же время в обществе пропагандировалось своеобразное суждение
о гармоничных чертах лица и отношение к женской одежде: она служила футляром для тела, который должен был скрывать все женские прелести. Искусствовед М. Н. Мерцалова отмечала, что византийские художники изображали женщин «с громадными продолговатыми глазами, с узким удлиненным овалом лица, с тонким носом и маленьким ртом, с губами, в которых не было даже намека на чувственность». Появление на Руси византийско-греческих идеалов красоты отразилось в изображении Христа, Богородицы, святых, князей, и впоследствии обычные женщины начали перенимать эти образы.
Дородная крестьянка
В исторических источниках говорится о том, что индоевропейские народы характеризуют своих древних предков как высоких, светлых, сильных — красивых. Женщина Древней Руси должна была быть дородной, с чистым, светлым лицом. Судя по антропологическим приоритетам, как в Европе, так и в России приветствовалась полнота, способность много рожать, работоспособность. Хотя позже, в Средние века, девочкам из богатых семей запрещали много есть, чтобы они не толстели. На ночь в волосы втирали благовонные мази, руки мазали нутриевым салом и надевали на них нитяные перчатки, а грудь массировали специальной помадой. Будили их рано, чтобы утреннее солнце окрасило лица живым румянцем. Но и русские красавицы не могли устоять перед модой: белились и румянились, чтобы быть похожими на кукол. По словам англичанина С. Коллинза, придворного врача царя Алексея Михайловича, который в сатирических тонах описывал представления русских дам XVII века об идеальной внешности, можно понять, что женщины не старались быть худыми, а наоборот, полнота тела слыла неотъемлемым атрибутом красоты. Коллинз писал: «Красотою женщин считают они толстоту. Дай мне Бог толстоту, а я себе дам красоту». Разные классы имели разное представление о женской привлекательности. Как отмечал Н. Г. Чернышевский, у крестьян, например, идеалом была здоровая цветущая девушка — что называется, кровь с молоком. Здоровье свидетельствовало о нормальной трудовой жизни и достатке — извечной мечте крестьянина. Такая девушка могла стать хорошей помощницей в работе, женой, матерью.
Греческая богиня
Франция, ставшая на протяжении почти двух столетий модным флагманом Европы и России, в конце XVIII века переживала не самые легкие времена. Однако после революции конца XVIII — начала XIX веков французские модные тенденции и взгляды распространились и в России.
В начале столетия в моду вошли естественные очертания фигуры и простота форм, стройное тело с плавными линиями наподобие античной статуи. В этот период не поощрялись телесные излише- ства. Лицо должно было быть симметричным, в меру упитанным, с ровным носом. Идеалом красоты стала женщина греческого телосложения, но с достаточно широким тазом, полной и крепкой грудью. Примеры можно увидеть на портретах Струйской кисти Рокотова или Лопухиной кисти Боровиковского.
Светская львица
Во второй половине XIX века возродилась тяга к искусственности. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело стали признаками низкого происхождения, а на пьедестал в ту пору взошли осиные талии, бледные лица, изнеженность и утонченность. Позже идеалом женщины стали зрелые представительные дамы (светские львицы) с роскошными «материнскими» формами. Белая кожа хотя и продолжала приветствоваться, однако в моду вошли румяна. Пышная грудь ценилась вплоть до Первой мировой войны: в газетах печатали способы ухода за бюстом, врачи рекламировали средства, с помощью которых его можно омолодить и увеличить в размерах. О типажах русских красавиц начала XX века можно судить не только по живописи, но и по журнальным картинкам и открыткам. Образец — холеная дама с пышной грудью, округлыми бедрами, мягким овалом лица, румянцем.
Мужественная колхозница
Революция 1917 года и последующие события нанесли сокрушительный удар по мещанским привычкам и понятию женственности того времени. Дамы начали стричь волосы и заниматься спортом, а вот косметика была причислена к пережиткам прошлого. Загорелая женщина с веслом и колхозница с серпом стали идеалом женской красоты по-советски. Долгие годы образцом, на который надо было равняться, служила мужеподобная красавица: с широким подбородком, крепким торсом, лишенным женственности. Она могла без устали работать на благо родины и семьи. Изображения с агитационных плакатов напрямую отражают представления об идеальной женщине того времени. Что касается внешних особенностей, то это были светлые, русые или каштановые волосы, светлые глаза (серые, светло-зеленые, голубые), светлая кожа, правильные (или близкие к правильным) черты лица, само лицо — овальной либо умеренно круглой формы. Яркий пример тому — Лиля Брик на фотографиях Александра Родченко (девушка в косынке на плакате «Лениздата»). Таким образом, девушка 1920–1930 годов — тонкая, с плоской грудью, вытянутым прямым силуэтом, спортивной фигурой.
Экранная красотка
Сексуальная революция изменила привычный взгляд на женскую красоту. Ежедневно с телеэкранов и газетных полос на россиянок смотрели лица умопомрачительных обольстительниц. Многие женщины решили изменить себя: диеты, пластические операции, макияжи — все это вошло в привычную жизнь. Стало появляться все больше стройных высоких дам с развитой грудью, узкой талией, широкими плечами и длинными ногами. Историк-искусствовед А. А. Васильев считает, что не только европейское понимание эталонов красоты повлияло на Россию, но и русское искусство повлияло на европейскую культуру и моду XX века, т.е. художниками туда были привнесены славянские формы и цвета, темы и мотивы. Распространению русской культуры в Европе и на других континентах способствовала эмиграция: русские театры всегда гастролировали за рубежом с большим успехом, огромный интерес сопровождал выставки, привозимые из СССР. Известное исследование Global attitudes toward beauty показало, что у россиян XXI века более сексистский взгляд на женскую и мужскую привлекательность, в то время как в Европе нет четких стандартов и преобладает модный бодипозитив. Для жителей России с понятием «красота» ассоциируются такие составляющие, как внешний вид кожи, чувство стиля и сексуальность. Любопытно, что при этом только треть россиян считают красивыми сильных женщин (для сравнения — в Мексике этого мнения придерживается 85% населения).
Юрий Павельев помогает женщинам сохранять красоту и оставаться привлекательными. С юных лет он считал массаж своим призванием и к 29 годам прошел путь от начинающего специалиста классического массажа до создателя авторской запатентованной методики коррекции женской фигуры.
Изучив различные направления массажной деятельности, Юрий понял, что традиционные подходы, в том числе антицеллюлитный массаж, не дают желаемого эффекта. Поэтому с целью добиться максимально качественных результатов для клиенток он разработал свою авторскую методику. После прохождения полного курса коррекции фигуры женщины получают тот результат, которого не могли достигнуть долгими диетами и изнурительными тренировками.
В 2017 году после множества проверок, опытов и экспериментов, длившихся более двух лет, Роспатент выдал Юрию официальное подтверждение того, что его методика уникальна.
Тел.: +7 (925) 627-33-06 | Email: info@body-project.ru | Сайт: body-project.ru | IG: body.project.msk