Мало обладать опытом и выдающимися профессиональными качествами – чтобы вас действительно ценили на работе, необходимо иметь хорошую репутацию. Но из чего она складывается и как быть, если вы ее уже утратили или еще не успели приобрести?
Репутация – это негласное мнение, устоявшееся о вас в коллективе. Совсем необязательно, чтобы кто-то делился им напрямую,– иногда оно проявляется в молчаливой оценке того или иного коллеги. На репутацию можно было бы наплевать, если бы она не влияла на распределение материальных благ и должностей.
Они не всегда достаются самым умелым, но почти всегда – тем, кто имеет хорошую репутацию, – по крайней мере, в глазах начальства. Допустим, вы регулярно опаздываете, или отличаетесь вспыльчивостью, или отказываетесь посещать корпоративные мероприятия. Уже этих мелочей достаточно, чтобы о вас сложилось мнение как о безынициативном, или конфликтном, или неконтактном человеке соответственно. Предугадать, какой именно поступок скажется на вашей репутации, невозможно. Но, если он все же каким-то образом сказался, не удивляйтесь, если при распределении квартальных премий или обсуждении кандидатуры на освободившееся место вас обойдут. Оптимальное решение – не портить себе репутацию, то есть быть пунктуальным, вежливым и исполнительным. Но что делать, если вы понимаете, что реноме уже испорчено? Восстанавливать положительное мнение о себе доступными способами.
1. Изменить поведение
Самый очевидный шаг – перестать делать то, что создало вам нежелательную репутацию. Опаздываете? Приучите себя приходить вовремя или задерживайтесь после работы, чтобы показать, что к делу вы небезразличны. Срываетесь на коллегах? Займитесь медитацией или посетите психолога, чтобы разобраться в причинах своей раздражительности. Избегаете внерабочих мероприятий? Придется пересилить себя и посещать хотя бы некоторые, если, конечно, вы хотите добиться в этой компании карьерных высот. Что бы ни испортило вам репутацию, причину этого придется устранить, иначе дальнейшие меры бесполезны.
2. Воздействовать на мнение коллег
Не ждите, что коллеги и начальство тут же заметят и оценят изменения в вашем поведении. Репутация на то и репутация, что с трудом поддается воздействию. Несомненный признак того, что старое мнение о вас еще живо,– периодические насмешки и подколы на тему вашего поведения. Если вы будете встречаться с подобным, нужно немедленно это пресекать.
3. Дать понять, что вы не равны вашей репутации
Даже если человек вспыльчив, его личность не ограничивается этим качеством. Чтобы избежать дальнейших проблем, надо дать понять коллективу, что ваша личность шире, чем ваша репутация. Если речь идет о повышении, поговорите с начальством и объясните, что ваши положительные качества перевешивают отрицательные. Если проблемы именно в коллективе, вычислите лидера общественного мнения и обоснуйте ему свою позицию.
4. Демонстрируйте профессионализм
Репутация репутацией, но на работе важнее всего должны быть деловые качества. Показывайте те черты, которые убедительно говорят о том, что вы настоящий профессионал своего дела. Исполнительность, четкость, справедливость, внимательность требуются на любой работе, так что делайте упор на них. Начальник не всегда прислушивается к слухам, так что на высокой должности может оказаться не очень популярный, но очень одаренный человек. Вполне возможно, что повезет именно вам, правда, это не отменяет работы по предыдущим трем пунктам.
Кроме того, если вы сфокусируетесь на работе, то покажете остальным, что дело превыше всего. Не исключено, что они займут ту же позицию и станут обращать меньше внимания на ваши отрицательные качества.