logo190           youtube vkont twitter Telegram 1 zen-icon

Logo 1

cover 03-05_2024_6_1_sss

cover 12_2023_7.6_ss

cover 09-11_2023_11.1_ssss

cover 06-08_2023_22.22ss

cover0304 2023ss

122022 cover_ss1

09102022ssss

07082022

0506sss

cover03042022sss

cover122021sss

cover 08092021

07082021s

cover 05-06_2021S

cover 03042021sss

01-02 2021_ss

1112 2020_ss

cover09-102020sss

cover0608sss

cover04-05.20

obloghka 02-03_s

cover 12-01s

10112019

cover08 09_1

 06_07-333

04052019

obloghka 02-03s

012019sssss

10-11-2sssss

cover08092018sssss

covvoronkova

06072018ss

02 03sss

obl12018

112017ss

absss

07082017ss1

 __s052017

oblandrs

Page1-2

Page2-2

cover102016s

image-16-09-16-02-20-1

image-16-09-16-02-20

image-16-07-16-10-04ss

oblozchka nigilina_ss

 42016s

-6sss

mitrofanovas

Cover 06_2015s

obl 03042015ss

novikovass1

stepanovas

Cover 11 2014 E-1

Cover 11 2014-1

Cover 08-09 2014

sss

Cover122013SS

 11 2013

Бизнес журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

Деловой журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин 08-10-2012

Деловой журнал для женщин

Деловой журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

Деловой журнал для женщин

журнал о бизнесе для женщин, выпуск июль август 2011

Женский деловой журнал

Бизнес-журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

Деловой журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

журнал о бизнесе для женщин

Бизнес-журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

журнал о бизнесе для женщин

Деловой журнал для женщин

Деловой журнал для женщин

журнал о бизнесе для женщин

Инь и Ян в вашем саду

  usadbaЯпонский сад потрясает своей философией. Здесь все неспроста. К примеру, дорожки, мощенные в виде волн на песчаном покрытии, символизируют море и берег. Большой камень может стать скалой или утесом. Даже свободному пространству отведена особая роль. Оно символизирует бесконечность мира и дает возможность отрешиться от житейских будней.

Природу можно постичь только интуицией, а не логическими умозаключениями – так считают японцы.  А человек приходит в сад для созерцания, размышления, для проникновения в суть вещей и познания самого себя. Такое отношение к природе  неслучайно – его заложили древние религии Японии: синтоизм (учение, где камни, горы и деревья населяются духами ками) и дзен-буддизм.

Согласно характеру рельефа и освещенности, японские  сады бывают плоскими  и   холмистыми.  Основные элементы плоского сада – песок, гравий, несколько камней, покрытых мхом.  Холмистые сады представляют собой композицию из крупных острых камней, символизирующих горы и скалы, гальки и песка, изображающих песчаный берег и реку.

Цветовая гамма японского сада очень сдержанна и не изобилует пестрыми красками.

Из архитектурных сооружений, кроме дома, в саду может присутствовать беседка или павильон, где ожидают чайную церемонию, или чайный домик.


Растения

Итак, вы решили  создать японский сад на своем участке. Первым делом встает вопрос о растениях. Конечно, на японских островах  климат  совсем не такой, как, например, в средней полосе России, поэтому для многих видов растений нужно подбирать альтернативные варианты. Так, визуальный образ сакуры можно передать с помощью вишни курильской, миндаля трехлопастного, различных слив, абрикоса маньчжурского.
      
Из кленов лучше выбрать маньчжурский и клен ложнозибольдов.  Можно также посадить  клен татарский и приречный – их крону несложно формировать.

Из хвойных пород обычно сажают разные формы сосны горной, кедровые стланики, пихту бальзамическую и различные можжевельники.

Из цветущих кустарников у нас высаживают рододендроны и азалии, обязательно укрывая их на зиму.
Ирис сибирский с характерными для него узкими тонкими цветоносами, на которых, словно парящие в воздухе бабочки, повисают цветки, также любят в нашей полосе. А у воды можно высадить ирис болотный.
Мхи переносят из природы или заменяют их очитками и камнеломками.   
           
Изделия из срезанного сухого бамбука (заборы, калитки, декоративные элементы), сооруженные на открытом воздухе, спустя некоторое время темнеют и теряют свою красоту.  Поэтому необходимо оставлять зазоры между поверхностью земли и нижним краем такой бамбуковой изгороди. Торцевые срезы нужно заделывать, а сами стволы обрабатывать защитным составом. Чтобы они не трескались, перемычки внутри их просверливают.


Райский уголок

Если у вас нет возможности выделить для японского сада большой участок, сделайте его маленькую копию  на внутреннем дворе дома. Здесь можно расположить скамейку для отдыха и созерцания своего творения, а также принимать гостей и устраивать чаепитие по-японски. Для этого на деревянном помосте расположите соломенный мат. Уголок от остального участка отгородите невысокой изгородью из бамбука. Вдоль изгороди высадите вьющиеся растения.

Лучше всего расположить уголок у искусственного водоема. Это может быть бассейн или маленький пруд с водными растениями и рыбками. Вблизи водоема можно высадить красивый декоративный кустарник, например японскую айву. Поверхность участка можно засадить почвопокровными растениями.

Украсьте ваш уголок антикварными вещами, фонарями или вазами, а также декоративными японскими растениями.
Занавески с узелками, сосной, группами камней, различными светильниками и фонарями  помогут  создать атмосферу  загадочной страны.

Можно дополнить пейзаж такими элементами японского происхождения, как цукубаи (резервуар с водой для омовения), маленькие пагоды и резные каменные ступеньки.

 
Водная стихия

Стоит с вниманием отнестись к выбору места для водоема – подальше от дома, но так, чтобы звук падающей воды был слышен и в доме. Ощущение единения с природой, умиротворение, да и просто хорошее настроение вам гарантированно.

Делая эскиз для водоема, помните о том, что береговая линия пруда в японском саду не может быть правильной геометрической формы. И еще важное правило – поверхность пруда задает горизонтальные линии в композиции сада. Поэтому исходя из этого, обозначьте вертикальные и диагональные линии композиции так, чтобы не была нарушена гармония Инь-Ян, основной принцип построения сада.

Если вы хотите, чтобы ваш водоем создавал в саду оригинальные дополнительные эффекты, то тщательно продумайте: что будет отражаться в его воде и в соседстве с чем. Здесь  тоже главное – соблюсти равновесие Инь-Ян. Огромное дерево даст соответствующее отражение во весь пруд. Посадив же на берегу пруда красивый кустарник или небольшое деревце с необычной кроной, поставив фонарь, интересный природный камень, пагоду, соорудив «горбатый» мостик – вы получите картину-отражение, которая будет радовать всех своей необычностью и красотой.

А для того, чтобы ваш водоем выглядел глубоким, «впустите» в него отражение голубого неба. То есть, спланируйте место для водоема так, чтобы в нем постоянно отражалось небо.

Если вы любите больше  света в саду, то «впустите» в пруд солнце. То есть, выберите такое место для водоема, чтобы полуденное солнце всегда могло отражаться от поверхности воды, привнося дополнительное освещение и светлое настроение в ваш сад.

В водоеме сада по-японски желательно создание острова или островков. Это придаст вашему «озеру» естественную природность. Но остров или островки нужно правильно соотнести по высоте между собой и самым высоким берегом вашего пруда. Вершины берега, островов, фонаря и больших камней не должны оказаться на одном уровне, что сделает общую композицию однообразной и скучной.

К острову можно провести мостик из камней – сплошной или пошаговый. Если же к острову подхода не будет, то, по японским понятиям, он будет символизировать остров бессмертных и будет особо чистым – священным – местом в саду. Остров может иметь форму журавля или черепахи: эти образы символичны и любимы в садовом искусстве Японии. Вместе журавль и черепаха представляют гармонию Инь-Ян: плоская, медлительная черепаха и высокий журавль, взмывающий ввысь. Таким образом, применив немного фантазии, можно создать необычайно красивые «картины» в своем саду.

Еще один важный этап формирования сада – оформление водоема камнями. Здесь нам на помощь приходят рекомендации из древнего японского трактата по устройству садов: «Чтобы берег пруда был похож на дикое побережье, начни с расположения нескольких больших, грубых камней у кромки воды. Затем положи камни поменьше в воду у самого берега – так, чтобы казалось, что они вырастают со дна. Еще несколько камней нужно разместить подальше от берега, как одинокие острова».

Не всегда есть возможность обустроить водоем  в саду. Здесь на помощь приходят интересные варианты.

Тсукубаи – это каменный сосуд своеобразной формы, который стал обязательным элементом чайного сада, «перекочевав» потом в другие садовые стили. Сейчас присутствует в японском саду зачастую именно как водный элемент.

В идеале камень для тсукубаи нужно найти природный. Чем старее и необычнее камень, тем больше он будет соответствовать критериям красоты с японской точки зрения.

Тсукубаи устанавливается в саду с фонарем Орибе. Каменный сосуд может быть самостоятельным элементом композиции, но в паре – только с Орибе.

Решив создать такую композицию в своем саду, нужно все же придерживаться основных правил:
– воду для омовения рук из чаши набирают с помощью бамбукового ковша, который должен быть здесь же;
– вокруг тсукубаи обязательно должна быть галька или камни, на которые выливается использованная вода.

Еще одним вариантом водного элемента в саду может быть соцу. Это интересное приспособление, которое японские крестьяне использовали на полях для отпугивания диких животных. Устройство соцу основано на медленном наполнении бамбуковой трубки водой. Когда трубка наполняется до краев, то под тяжестью воды она падает, ударяясь о камень. Получается довольно громкий звук, который и отпугивает животных.

Соцу  не требует большого пространства для размещения. Кроме декоративного использования, может служить и по прямому назначению (например, отпугивать из сада нежелательных птиц).

Водный элемент можно создать в саду и без присутствия воды, т. е. заменить ее символом. Техника «Каресансуи» – сухого пейзажа – поможет символически создать воду в саду. Однако при условии, что в композиции заменяется символом только один элемент. Так, воду можно заменить гравийной крошкой, песком или каменным сколом. Все остальные элементы – берега, прибрежные растения, отмели, камни – должны быть абсолютно реальными.  Тогда мы получим очень правдивую картину присутствия воды в саду.

Вы можете создать и «Сад воды». Но тогда вода станет здесь «главным героем» сада и должна быть представлена в нескольких ипостасях (водопад, пруд, ключи, заводи, ручьи), в любых взаимосвязанных композиционных решениях.


Камни в японском саду

Камни в японском саду – это символ Ян: мужской, светлой, сильной, положительной энергии. Владение искусством их расстановки (сутэ-иси) – главное для художника сада.

У каждого камня есть своя «поза», свое «лицо», своя пластика, по форме они могут быть статуями, низкими вертикалями, плоскими, лежачими или изогнутыми.

Камни для вашего сада выбирайте необработанные, естественной природной формы.

В Японии обычно используются граниты или андезиты, а также хлориты, базальты. Их окраска, как правило, насыщенная серая, иногда – красноватая. Желтые и коричневые оттенки, популярные у нас, для японского сада недопустимы. Редко встречаются и гладкие валуны, обкатанные ледником. Светлый крупнозернистый песок заменяют мраморной крошкой, иногда гранитным отсевом, на которых инструментом, похожим на деревянные грабли, рисуют волны.

Создание «сухого» сада – мероприятие очень кропотливое. Площадку под гальку сначала несколько раз обрабатывают раундапом, затем утрамбовывают, выравнивают и укладывают сверху лутрасил (толстый нетканый материал, пропускающий воду, при этом препятствующий росту сорняков) или агрил, спанбонд. Затем расставляют камни и каменные группы и лишь после этого засыпают гальку.

Кстати, все камни в японском саду именно что «вырастают» из земли, а не лежат на ее поверхности.


Освещение японского сада

Светильники могут быть самыми разными, главное – их форма должна сочетаться с основным стилем участка. Из рукотворных элементов ландшафта популярны фонари (торо) и пагоды, выполненные, как правило, из камня.
Как только вы установите  фонарь, то композиция вашего  сада многократно оживет, приобретая совсем другое звучание.

Ассортимент фонарей на российском рынке представлен несколькими типами:

Юкими-торо (Якими-гата). Фонарь с широкой крышей, на которой зимой образуется большая шапка снега. Японцы любят такую зимнюю картину. Хорошо смотрится этот фонарь на границе двух сред (например, воды и суши). Отражаясь летом в воде вместе с растениями и камнями, фонарь создает картину-отражение.
Касуга-торо. Очень привлекательный фонарь, стоящий на прочной, высокой, круглой опоре. Это один из немногих богато орнаментированных типов фонарей. Фонарь настолько интересный, что может один быть в центре всей композиции сада, составлять  его  кульминационную точку.  Установить такой фонарь лучше всего на открытых участках сада и перед входом в дом, в беседку.

 Оки-торо. Маленький фонарь, высотой не более 40 см. Хорошо смотрится в небольших садах у края тропинок, на берегу водоемов, ручьев.

 Орибе-торо. Фонарь, который устанавливается только вместе с тсукубаи – чашей для омовения рук. Отличительная черта орибе: внизу его опоры всегда должно присутствовать изображение фигуры человека. Древняя легенда о происхождении фонаря гласит: некто Орибе служил мастером чайной церемонии; по вероисповеданию он был не буддистом, а христианином, что преследовалось  тогда в Японии. Для возможности поклонения своему Богу мастер в самом низу опоры фонаря вырезал распятие и поставил фонарь так, чтобы растения полностью закрывали низ фонаря.
И каждый раз, наклоняясь к тсукубаи набрать воды во время проведения чайной церемонии, мастер-христианин кланялся своему Богу. И никто не догадывался об этом. Поэтому тсукубаи в саду ставится только с фонарем орибе, нижняя часть которого должна быть всегда закрыта растениями. Таким образом, орибе-торо близок христианам по духу.

Ямадоро-торо – оригинальный фонарь из грубого природного камня. Обработка его минимальна, что создает впечатление фонаря, собранного из целых природных камней.  Обычно ямодоро-торо  устанавливают в заросших, темных, сырых уголках сада. Там он быстро покрывается мхом и лишайником, что полностью соответствует критериям красоты с японской точки зрения.

Интересно, что: в Японии существует даже сад фонарей в синтоистском святилище Касуга-тайся, где представлено около двух тысяч каменных и тысяча бронзовых фонарей разных времен, форм и типов. Два раза в год, сопровождаемая музыкой и танцами, происходит церемония зажигания всех фонарей во время праздников Сецубун (3 февраля) и Обон (14-15 марта). Удивительная картина разворачивается перед посетителями сада фонарей!

Многие века  в Японии существовала одна главная идея – представление о человеке как о части мира природы. Законы природы были для человека обязательны и священны, как его собственные нравственные законы. Поэтому и смысл отношения человека к природе никогда не мог состоять в покорении ее, только лишь в стремлении к гармонии с ней.

Мы вам желаем, чтоб в своем саду вы всегда ощущали полную гармонию и единение с природой и надеемся, что наши советы помогут вам в этом.

Лариса Александрова,  ландшафтный дизайнер