Внутреннее напряжение и эмоциональный дискомфорт каждый лечит по-своему — один идет в магазин и балует себя очередной новинкой, другой сидит с подругой в кафе и жалуется ей на свою судьбу, а кто-то пользуется современным и в то же время давно известным методом — арт-терапией. Данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Она применяется почти всеми направлениями психотерапии. Кроме этого, также достаточно широко применяется в педагогике, социальной работе и даже бизнесе.
Термин «арт-терапия» появился еще в 40-е гг. 20 в. Его начал использовать британский врач и художник Адриан Хилл при описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. Он обратил внимание на тот факт, что занятия творчеством помогают больным легче и быстрее выздоравливать. При этом пациенты отвлекаются от своих проблем и переживаний.
Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т.п.).
В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия начала развиваться в Великобритании после Второй Мировой войны, причем в тесной связи с психотерапией.
В 1960-1980 гг. были созданы профессиональные объединения, способствовавшие государственной регистрации арт-терапии как самостоятельной специальности.
В 1969 году была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация, объединившая арт-терапевтов — практиков. Подобные ассоциации возникли впоследствии в Англии (БААТ, Британская ассоциация арт-терапевтов), Голландии, Японии.
1980–1990 гг. происходит изменение культурного климата. Мир столкнулся с проблемами притока иммигрантов, беженцев, с вынужденным существованием расовых и этнических сообществ на одной территории. В таких условиях работа арт-терапевтов оказалась наиболее значимой.
Сам термин «АРТ-ТЕРАПИЯ» (art – искусство, art therapy – терапия искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психоэмоционального состояния. С помощью искусства глубинные переживания выражаются свободнее и легче, чем во время рациональной психотерапии. Они не вытесняются, а сублимируются (переводятся) в творчество. Возможно, поэтому нередко искусство оказывается единственным инструментом, проясняющим неосознаваемые чувства и переживания.
Нужно сказать, что искусство вообще появилось в древние времена и служило средством коммуникации. В народном творчестве можно увидеть прообраз современной арт-терапии.
Значение арт-терапевтического метода возрастает в связи с повышением роли искусства в жизни современного человека: более высокий уровень образования, культуры обусловливает интерес к искусству.
Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие как живопись, графика, фотография, рисование и лепка. Современная же арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также библиотерапию, маскотерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, видеотерапию, песочную терапию, игротерапию и т.д. При использовании арт-терапии предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера (резьба по дереву, чеканка, выжигание, изготовление мозаики, витражей, всевозможных поделок из меха, тканей и др.). Появился и комплексный метод: арт-синтезтерапия работает с помощью живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. Количество методик все время увеличивается.
Когда вас мучает какая-то неприятность: поступок близкого человека, неудавшийся контракт или испорченный отпуск — возьмите в руки бумагу, карандаш, кисть или глину, пластилин. Подумайте, как следует, какая она, ваша проблема, и начните ее изображать. Это может быть и простой пластилиновый шарик, и целый сюжет на листе с действующими лицами. Старайтесь изо всех сил вложить в вашу поделку всю злость, обиду, негодование. По мере того, как вы будете материализовать свою боль в реальном виде, она начнет отступать. В конце вам нужно будет от нее избавиться. Глиняную фигурку можно разбить или выкинуть со всей силы в окно, рисунок или бумажную поделку — сжечь, а пепел выбросить. Или же разорвать на мелкие кусочки и выкинуть.
В психологических центрах, как правило, арт-терапевтические занятия проводятся двумя способами. В первом случае пациентам предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собственным рисункам на определенную тему. При этом нередко удается увидеть удивительные, необычные сочетания цветов, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета — все это непосредственно связано с особенностями мироощущения человека, с его чувствами, переживаниями, отражающие скрытые элементы его состояния. Помимо лечебного эффекта, арт-терапия позволяет получить в этом случае также дополнительный диагностический материал.
Второй вариант — неструктурированные занятия. Пациенты сами выбирают тему, материал, инструменты. В конце занятий проводится обсуждение темы, манеры выполнения и пр.
Основная задача психолога на первых этапах — преодолеть смущение человека, его нерешительность или страх перед непривычными занятиями. Нередко сопротивление приходится преодолевать постепенно, чему способствует общение друг с другом во время арт-терапии.
Функции психотерапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от конкретной ситуации. Ему необходимо владеть всеми видами перечисленных работ, поскольку при проведении занятий приходится не только рассказывать, но и непременно показывать и обучать. Наиболее важным компонентом его деятельности является налаживание контакта с пациентом (так как часто это может быть больной человек или ребенок). Должно учитываться психическое состояние человека, его личностные особенности, подготовленность, интеллект и многие другие факторы, ведь арт-терапевт участвует и в развитии эстетических навыков.
Об эффективности арт-терапии можно судить на основании активизации посещения арт-терапевтов, усилении интереса к результатам собственного творчества у тех, кто знаком с этим методом, и увеличения времени их самостоятельных занятий.
Многочисленные данные показывают, что люди нередко открывают в себе творческие возможности, и позже, после завершения терапевтической работы продолжают уже самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе арт-терапии.
Немаловажным достоинством арт-терапии является то, что любой человек может самостоятельно, без помощи специалиста, заниматься арт-терапией и снимать с ее помощью внутреннее напряжение, и даже депрессию. Арт-терапия помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен.
А когда проблемы становятся яснее, можно переходить на новый этап – создавать новый рисунок, спектакль или стихотворение на тему «Как будет выглядеть моя новая жизнь».
Подготовила Елена Зинченко
Благодарим Психологический центр на Волхонке — www.psy-centre.ru — за помощь в публикации