Зачем оно нам?
Хочу поговорить с вами о лояльности персонала, несмотря на то, что термин уже немало затасканный. Во-первых, нужна ли она? Для меня ответ очевиден, однако я очень часто встречаю компании, где текучка персонала свыше 50% в год – норма…
• Снижаются издержки компании, ведь, в среднем, примерно в течение года новый сотрудник является «балластом» для бизнеса
• Повышается качество всех бизнес-процессов: опытному сотруднику реже приходится исправлять свои ошибки, затрачивая на это время и ресурсы
• Растет имидж компании на рынке: профессионалов уважают
• Снижаются риски: часто при уходе сотрудник уводит с собой не только клиентов, но и уносит к конкурентам ноу-хау компании
• Атмосфера в коллективе становится более здоровой: меньше сил тратится на сплетни и интриги. Да и вообще, приятнее работать с довольными людьми И т.д.
По большому счету, лояльность всегда можно разделить на 3 части:
• К деньгам и прочим материальным благам
• К самой работе, перспективам, собственному росту и развитию
• К коллективу, отдельным личностям, особой атмосфере
Понятно, что у разных людей эти виды лояльности представлены в разных пропорциях. Но для вас как для руководителя важно поддерживать баланс между всеми тремя: перекосы чреваты неприятностями.
Упражнение: подумайте, а лучше пропишите для себя, к чему (см. выше) лояльны ваши сотрудники и вы сами.
Лояльность появляется не только из-за денег. Если человек работает у вас исключительно за кусок хлеба (даже если с маслом), то, если завтра ему предложат чуть больше, он уйдет.
Если уж говорить о деньгах, то важно определить, на что ориентирован человек в работе, потом сопоставить это с его должностью, а уже затем выстроить систему его личной мотивации, исходя из комбинации. Хотя лучше об этом подумать еще до найма сотрудника, а при отборе искать человека соответствующего типа.
Люди бывают ориентированы:
• На достижение профессиональных целей, увлекаются самой работой как таковой
• На реализацию личных амбиций: карьера, слава, власть и т.д.
• На работу – в основном – как на источник дохода для прочих сфер жизни
• На компанию как защиту. Обычно такие люди мечтают о сильном государстве, стабильности и т.п.
• На чувство хозяина: «это мое подразделение» (для руководителя), «мой станок» (для рабочего) и т.д.
• И, наконец, просто люмпены: «после нас хоть потоп». Таких сотрудников вам не пожелаю, хотя встречаются.
Конечно, «чистые виды» встречаются редко, но понимать «склонности» того или иного сотрудника очень желательно. А то казусы выйдут, а лояльности не ждите. Например, для амбициозного работника важна связь его дохода с результатами труда, а значит и возможность «сорвать куш», если совершил «подвиг». А если поработал плохо, то и получить минимальный оклад. Именно из таких получатся лучшие менеджеры проектов, продавцы. Большой оклад их только демотивирует. А для секретарши важно получать стабильную, пусть и небольшую, зарплату и возможность уходить с работы строго в 6 часов.
Упражнение: подумайте, на что замотивированы вы и ваши сотрудники? Например, что может заставить вас выйти на работу в выходной день?
Что же, кроме денег, повышает лояльность людей? И вообще, есть ли это что-то? Регулярно общаюсь с руководителями разных рангов на эту тему: мнения различны. Мое таково: если ваши сотрудники работают только за деньги, то либо вы действительно собрали таких людей (зачем?!?), либо ваш профессионализм на ниве руководства оставляет желать лучшего (что чаще).
О причинах такого суждения я уже писал в начале этой статьи.
Итак, что, кроме денег, повышает лояльность сотрудников?
• Интересная работа
• Чувство важности. Как минимум, осмысленности того, что делает сотрудник (миссия)
• Возможность развиваться: профессионально и личностно
• Карьерные перспективы
• Возможность посмотреть страну и мир
• Здоровая обстановка в коллективе, уважение друг к другу и т.д.
• Стабильность и уверенность в завтрашнем дне
И т.д.
Упражнение: перечислите, что из этого предоставляет ваша компания сотрудникам.
И, наконец, поговорим о лояльности, основанной на привязанности сотрудников к отдельным личностям, коллективу и т.п. Она может быть как во благо, так и во вред интересам бизнеса.
Хорошо, когда молодой сотрудник уважает своего руководителя, относится к нему как к наставнику, стремится стать таким, как он. Плохо (для компании), если потом при уходе руководителя он уводит свою команду.
Хорошо, если устойчивая семейная пара может эффективно работать вместе, понимая друг друга с полуслова. Плохо, когда любовные отношения мешают бизнесу: ослепляют человека, делают его необъективным.
Хорошо, когда в коллективе здоровая атмосфера взаимовыручки и поддержки. Плохо, если компания превращается в «благотворительную организацию»: «мы так печемся о наших сотрудниках, что никого не увольняем, платим всем высокие оклады». Или – в «клуб по интересам», куда ходят в основном общаться, как часто бывало в различных НИИ в период перестройки.
То есть, конечно, личная привязанность важна, но «без крайностей», с учетом баланса, о котором говорилось в начале статьи.
Упражнение: подумайте, привязаны ли к компании, коллективу, к вам лично ваши сотрудники. К кому и чему именно? Помогает ли это бизнесу?
Желаю вам лояльных сотрудников, а также компаний, к которым хочется быть лояльным самому!
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, коуч
Сайт: www.mrybakov.ru
E-mail: info@mrybakov.ru