logo190           twittervkontinstfacebookLogo 1     

м. Арбатская, улица Волхонка 6/5; (495) 505-26 63

ПОИСК НА САЙТЕ

Лояльность персонала

  loyalnostЗачем оно нам?

Хочу поговорить с вами  о лояльности персонала, несмотря на то, что термин уже немало затасканный. Во-первых, нужна ли она? Для меня ответ очевиден, однако я очень часто встречаю компании, где текучка персонала свыше 50% в год – норма…

Итак, что получает компания, когда ее персонал лоялен?

•  Снижаются издержки компании, ведь, в среднем, примерно в течение года новый сотрудник является «балластом» для бизнеса
•  Повышается качество всех бизнес-процессов: опытному сотруднику реже приходится исправлять свои ошибки, затрачивая на это время и ресурсы
•  Растет имидж компании на рынке: профессионалов уважают
•  Снижаются риски: часто при уходе сотрудник уводит с собой не только клиентов, но и уносит к конкурентам ноу-хау компании
•  Атмосфера в коллективе становится более здоровой: меньше сил тратится на сплетни и интриги. Да и вообще, приятнее работать с довольными людьми И т.д.


К чему лоялен сотрудник?

По большому счету, лояльность всегда можно разделить на 3 части:

•  К деньгам и прочим материальным благам
•  К самой работе, перспективам, собственному росту и развитию
•  К коллективу, отдельным личностям, особой атмосфере

Понятно, что у разных людей эти виды лояльности представлены в разных пропорциях. Но для вас как для руководителя важно поддерживать баланс между всеми тремя: перекосы чреваты неприятностями.
Упражнение: подумайте, а лучше пропишите для себя, к чему (см. выше) лояльны ваши сотрудники и вы сами.

Как же достичь лояльности сотрудников?


Люди гибнут за металл?

Лояльность появляется не только из-за денег. Если человек работает у вас исключительно за кусок хлеба (даже если с маслом), то, если завтра ему предложат чуть больше, он уйдет.

Если уж говорить о деньгах, то важно определить, на что ориентирован человек в работе, потом сопоставить это с его должностью, а уже затем выстроить систему его личной мотивации, исходя из комбинации. Хотя лучше об этом подумать еще до найма сотрудника, а при отборе искать человека соответствующего типа.

Люди бывают ориентированы:

•  На достижение профессиональных целей, увлекаются самой работой как таковой
•  На реализацию личных амбиций: карьера, слава, власть и т.д.
•  На работу – в основном – как на источник дохода для прочих сфер жизни
•  На компанию как защиту. Обычно такие люди мечтают о сильном государстве, стабильности и т.п.
•  На чувство хозяина: «это мое подразделение» (для руководителя), «мой станок» (для рабочего) и т.д.
•  И, наконец, просто люмпены: «после нас хоть потоп». Таких сотрудников вам не пожелаю, хотя встречаются.

Конечно, «чистые виды» встречаются редко, но понимать «склонности» того или иного сотрудника очень желательно. А то казусы выйдут, а лояльности  не ждите. Например, для амбициозного работника важна связь его дохода с результатами труда, а значит и возможность «сорвать куш», если совершил «подвиг». А если поработал плохо, то и получить минимальный оклад. Именно из таких получатся лучшие менеджеры проектов, продавцы. Большой оклад их только демотивирует. А для секретарши важно получать стабильную, пусть и небольшую, зарплату и возможность уходить с работы строго в 6 часов.

Упражнение: подумайте, на что замотивированы вы и ваши сотрудники? Например, что может заставить вас выйти на работу в выходной день?


Не хлебом единым

Что же, кроме денег, повышает лояльность людей? И вообще, есть ли это что-то? Регулярно общаюсь с руководителями разных рангов на эту тему: мнения различны. Мое таково: если ваши сотрудники работают только за деньги, то либо вы действительно собрали таких людей (зачем?!?), либо ваш профессионализм на ниве руководства оставляет желать лучшего (что чаще).

О причинах такого суждения я уже писал в начале этой статьи.


Итак, что, кроме денег, повышает лояльность сотрудников?

•  Интересная работа
•  Чувство важности. Как минимум, осмысленности того, что делает сотрудник (миссия)
•  Возможность развиваться: профессионально и личностно
•  Карьерные перспективы
•  Возможность посмотреть страну и мир
•  Здоровая обстановка в коллективе, уважение друг к другу и т.д.
•  Стабильность и уверенность в завтрашнем дне
     И т.д.

Упражнение: перечислите, что из этого предоставляет ваша компания сотрудникам.


«Мы теперь с тобой одной веревкой связаны»

И, наконец, поговорим о лояльности, основанной на привязанности сотрудников к отдельным личностям, коллективу и т.п. Она может быть как во благо, так и во вред интересам бизнеса.

Хорошо, когда молодой сотрудник уважает своего руководителя, относится к нему как к наставнику, стремится стать таким, как он. Плохо (для компании), если потом при уходе руководителя  он уводит свою команду.
Хорошо, если устойчивая семейная пара может эффективно работать вместе, понимая друг друга с полуслова. Плохо, когда любовные отношения мешают бизнесу: ослепляют человека, делают его необъективным.
Хорошо, когда в коллективе здоровая атмосфера взаимовыручки и поддержки. Плохо, если компания превращается в «благотворительную организацию»: «мы так печемся о наших сотрудниках, что никого не увольняем, платим всем высокие оклады». Или – в «клуб по интересам», куда ходят в основном общаться, как часто бывало в различных НИИ в период перестройки.

То есть, конечно, личная привязанность важна, но «без крайностей», с учетом баланса, о котором говорилось в начале статьи.

Упражнение: подумайте, привязаны ли к компании, коллективу, к вам лично ваши сотрудники. К кому и чему именно? Помогает ли это бизнесу?

Желаю вам лояльных сотрудников, а также компаний, к которым хочется быть лояльным самому!


Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, коуч
Сайт: www.mrybakov.ru
E-mail: info@mrybakov.ru

Категория: Май-июнь 2010