Год назад мы поздравляли с днем рождения известного московского стилиста Максима Седакова. И, похоже, это становится доброй традицией для нашего журнала. Накануне очередного дня рождения мы опять встретились с Максимом в том же уютном салоне на Сухаревской.
Максим Седаков родился в Москве, закончил Колледж парикмахерских искусств и Институт экономики, культуры и права по специальности имиджмейкер. Несколько лет работал стилистом в ведущих салонах Москвы, а потом один за другим открыл два салона «Максим Седаков студио».
За годы работы клиентами Максима стали многие звезды. Самая любимая и постоянная клиентка – народная артистка России Татьяна Васильева. Ее знаменитый «ёжик» – заслуга стилиста.
– Максим, вот и прошел год с нашей последней встречи… Хотя, к чему лукавить, в течение этого года мы частенько встречались. Правда, поводы для встреч были не такие торжественные – я просто приходила, чтобы твои мастера вновь и вновь делали меня красивой. Но тогда я была просто клиенткой. А сейчас хочется узнать, как прошел этот год. Что нового произошло?
– Есть хорошая фраза: «Отсутствие новостей – тоже новость!». Так вот, за этот год ничего глобального в моей жизни не произошло. И я считаю, что это хорошо! Салоны работают, я работаю и, как всегда, много путешествую, учусь, просто живу…
– А кризис? Неужели ты его совсем не заметил?
– Ну, почему же не заметил? Я стилист и связан с красотой, но не изолирован от общества. Тем более, что финансовыми вопросами мне тоже приходится заниматься. Иначе, я так и оставался бы обычным парикмахером, а не имел свои салоны. Конечно, в какой-то период было тяжеловато. Но этот период был совсем недолгим. Пока у людей растут волосы, у стилистов всегда будет работа. Просто кто-то стал приходить реже, некоторые блондинки стали брюнетками. И причина тому была абсолютно экономическая – поддерживать белый цвет длинных волос дороговато. Но самое главное, что наши клиенты остались с нами. Никто не ушел в эконом-парикмахерские. Блондинки постепенно вернулись к своему любимому цвету волос. Сейчас мы полностью вышли на докризисный уровень и потихоньку наращиваем обороты.
– Как ты думаешь, почему клиенты не ушли?
– Мы постарались сделать все, чтобы наши клиенты кризис не почувствовали. К каждому нашли индивидуальный подход. Кому то советовали повременить с очередным окрашиванием или обойтись двумя красками вместо трех (без ущерба для прически, разумеется), кому-то бесплатно полечили волосы.
И потом, как правило, если кто-то пришел к нам один раз, приходит снова. И постепенно становится постоянным клиентом. Причем, приходят они именно в салон, а не к конкретному стилисту. Клиент доверяет салону.
– То есть ты хочешь сказать, что стилисты в твоих салонах часто меняются, а клиенты все равно остаются?
– Ни в коем случае. У нас сплоченный коллектив. Мы стараемся сохранять такую атмосферу, чтобы наши мастера не хотели уходить в другие салоны. И я горжусь, что мне это удается. Мастера приходят и остаются надолго. Хочется надеяться, что навсегда. Если и уходят, то те, кто по каким-то причинам в коллектив не вписался. И это – редкость. Но, когда такие случаи были, клиенты продолжали приходить в салон. Просто со временем они пропитались этой атмосферой и стали нашими друзьями.
– А новые мастера приходят?
– Конечно. Мы же развиваемся. Пока рабочие места в салонах есть, мы приглашаем новых стилистов. Но это не значит, что я готов пожертвовать качеством ради количества. Поэтому к приему на работу новых мастеров отношусь очень осторожно. Стилист в мой салон может прийти по рекомендации. Но, как показывает практика, лучше растить своих стилистов в салоне. Я каждый год принимаю экзамены в Колледже парикмахерских искусств, где когда-то учился. Присматриваюсь к талантливым ребятам. Кого-то могу пригласить на практику в свой салон. Но стричь клиентов новый мастер будет не скоро. Сначала (довольно долго) придется поработать ассистентом. А уже потом, постепенно, я смогу назвать подмастерье мастером и доверить ему клиентов.
– Ты сам учишь мастеров?
– Без ложной скромности скажу, что у меня есть чему поучиться, но я и сам постоянно учусь. Для этого и езжу так часто в Европу. И салон мой по праву могу назвать европейским. Поэтому и мои мастера постоянно учатся. Почти все прошли обучение в L'OREAL, Toni & Guy, MATRIX, Schwarzkopf, Vidal Sassoon и других известных школах. Разумеется, все это происходит после получения нормального образования в парикмахерском колледже. Я сам когда-то получил академическое образование и точно знаю, что оно необходимо. Хотя бы для начала.
– Сейчас под вывеской «Максим Седаков студио» работают два салона. А почему бы не обучить сразу много мастеров и открыть еще салоны?
– Если я так сделаю, то это будут уже не мои салоны. Пропадет фирменный стиль, качество. А мое имя мне слишком дорого, чтобы им рисковать. Я много лет создавал себе хорошую репутацию не для того, чтобы разом все потерять. Вот когда нам станет тесно в стенах имеющихся салонов, тогда и подумаем об открытии нового. Надеюсь, к тому моменту у меня появится партнер, которому я смогу доверить арт-руководство новым салоном.
– Да, но конкуренты не дремлют. Не боишься, что клиенты рано или поздно постучат в соседние двери?
– Несложно заметить, что совсем недалеко от моего салона находятся еще несколько. Но, как я уже и говорил, наши клиенты не ушли даже в кризисный год. А что касается новых… Клиент, как правило, приходит по рекомендации. Бывает, конечно, что кто-то заглядывает просто потому, что живет рядом. Тогда у него есть выбор. Если понравится у нас, то придет снова, а не понравится… В конце-концов, своего стилиста можно искать всю жизнь. Пусть ищут.
– А может быть, секрет лояльности клиентов в ценах?
– Нам нет смысла занижать цены, чтобы привлечь клиентов. Но они ниже, чем во многих салонах нашего уровня. Просто мы их и не завышаем. Мы дорожим нашими клиентами. Средняя стрижка у нас составляет примерно 1500 рублей. Причем, эта цена включает в себя и мытье головы, и укладку. Для Москвы это не так много.
– А стрижка у тебя?
– Стоимость моей работы выше, чем у других мастеров, но она обусловлена высоким уровнем квалификации. При этом у меня есть постоянные клиенты, которых эта цена устраивает. И они должны иметь возможность обслуживаться у меня в удобное для них время. При том, что запись ко мне и так довольно плотная.
А мне же еще нужно успевать административной работой заниматься. И меня регулярно приглашают в экзаменационную комиссию Колледжа парикмахерских искусств. И от частых поездок в Европу я ни за что не откажусь. В Европе я учусь и черпаю вдохновение.
– А как же звезды, которые у тебя стригутся? Не обижаются, что тебя не всегда можно застать?
– Да, я никогда не скрывал, что у меня стригутся известные люди. Но сегодня мы не будем об этом говорить.
Я самодостаточный человек.
– Ты хочешь сказать, что звезды для тебя такие же клиенты, как все?
– Да, именно так.
– Но, насколько я знаю, цена на обслуживание у тебя хоть и выше, но все же доступна не только для звезд.
– Так и есть. И, как я уже сказал, поднимать ее не собираюсь. Если я подниму цену по примеру многих коллег, то могу потерять часть моих клиентов. Но, во-первых, это чисто российская традиция. В Европе так не принято. Руки стилиста, как руки музыканта, всегда должны быть в работе. Иначе можно быстро превратиться из хорошего стилиста в посредственного. На одном имени долго не продержишься.
А во-вторых, я люблю работать, люблю стричь и не хочу остаться без клиентов. Вот когда доживу до пенсионного возраста и захочу отдохнуть, тогда и подниму цену так, чтобы клиенты сами ко мне не приходили.
– О пенсии думать тебе точно рановато! Мы тебе желаем, чтобы ты как можно дольше не захотел уйти на отдых по причине усталости! С днем рождения, Максим!
Беседовала Светлана Давыдова