logo190           youtube vkont twitter Telegram 1 zen-icon

Logo 1

cover 03-05_2024_6_1_sss

cover 12_2023_7.6_ss

cover 09-11_2023_11.1_ssss

cover 06-08_2023_22.22ss

cover0304 2023ss

122022 cover_ss1

09102022ssss

07082022

0506sss

cover03042022sss

cover122021sss

cover 08092021

07082021s

cover 05-06_2021S

cover 03042021sss

01-02 2021_ss

1112 2020_ss

cover09-102020sss

cover0608sss

cover04-05.20

obloghka 02-03_s

cover 12-01s

10112019

cover08 09_1

 06_07-333

04052019

obloghka 02-03s

012019sssss

10-11-2sssss

cover08092018sssss

covvoronkova

06072018ss

02 03sss

obl12018

112017ss

absss

07082017ss1

 __s052017

oblandrs

Page1-2

Page2-2

cover102016s

image-16-09-16-02-20-1

image-16-09-16-02-20

image-16-07-16-10-04ss

oblozchka nigilina_ss

 42016s

-6sss

mitrofanovas

Cover 06_2015s

obl 03042015ss

novikovass1

stepanovas

Cover 11 2014 E-1

Cover 11 2014-1

Cover 08-09 2014

sss

Cover122013SS

 11 2013

Бизнес журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

Деловой журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин 08-10-2012

Деловой журнал для женщин

Деловой журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

Деловой журнал для женщин

журнал о бизнесе для женщин, выпуск июль август 2011

Женский деловой журнал

Бизнес-журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

Деловой журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

журнал о бизнесе для женщин

Бизнес-журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

Бизнес-журнал для женщин

журнал о бизнесе для женщин

Деловой журнал для женщин

Деловой журнал для женщин

журнал о бизнесе для женщин

 

Усталость, апатия, разочарованность...  Пора менять работу?

 

 ustalostГоворят, что счастье – это когда утром радостно едешь на работу, а вечером радостно возвращаешься домой. Трудно поспорить с тем, что благополучие в профессиональной и личной сферах жизни крайне важно для каждого из нас. Все, однако, течет, все изменяется, и если говорить о работе, то рано или поздно энтузиазм и бодрость сменяются усталостью, сомнениями, а то и разочарованием. Когда приходят такие чувства, важно не наделать ошибок, не «рубить с плеча», а разобраться в том, что же происходит.

Усталость – это не страшно

«Я просто устал», – часто говорит себе человек, чувствуя, что некогда любимая работа перестала приносить былую радость и удовлетворение. Что это: самообман или правда? Найти ответ на вопрос не сложно: нужно просто дать себе отдых.

Возьмите тайм-аут после сложных переговоров. Сделайте перерыв после завершения большого проекта. Не занимайтесь рабочими вопросами, когда приходите домой. И уж, конечно, посвящайте свой отпуск тому, чтобы как следует отдохнуть!

Хорошо отдохнуть – это значит не думать о делах, дать передышку утомленным мышцам и активизировать бездействующие.

Успокаивают, приносят радость и оптимистический настрой занятия любимым увлечением. Так как эмоции тесно связаны с телом, то не будет преувеличением сказать, что хорошее настроение способствует лучшей работе внутренних органов: ведь давно известно, раны победителей заживают быстрее.
Если отдых не возвращает вас в бодрое, энергичное состояние, есть основания предположить, что вы переживаете психологический кризис в вашей профессиональной сфере.


Сгорание без огня

Главный симптом профессионального психологического кризиса – это изменение отношения человека к своей работе. Появляется чувство опустошения: «я уже ничего не хочу», «мне все надоело». На смену заинтересованности приходит отстраненность. Энтузиазм сменяется разочарованием. Меняется и отношение к другим людям – коллегам или клиентам: внутреннее раздражение, поначалу сдерживаемое, прорывается вспышками обвинений, саркастических замечаний или даже грубости. Возможно и другое проявление: отстраненность от коллег, дистанцирование от всего, что происходит в компании. Нарастает чувство собственной несостоятельности: «ничего у меня не получается», «плохой я специалист».

Психологический кризис имеет тенденцию усиливаться. Человек начинает выполнять свою работу формально. Безразличие может перерасти в ощущение беспомощности и безнадежности. Ухудшается самочувствие и появляются различные физические симптомы: головные боли, расстройство сна, астения, изменение обычного для человека давления и веса. На этой стадии нередко, увы, люди прибегают к алкоголю. Налицо – кризис.
Что делать?


Ищем выход

Психологический кризис в профессиональной сфере имеет внутренние психологические причины и чтобы с ним справиться, нужно в этих причинах разобраться.

Кажется, что в наших бедах виноват злой начальник, глупые коллеги, вредные клиенты и другие внешние обстоятельства. Увы, мы любим искать потерянные ключи там, где горит фонарь, а не там, где мы их обронили.

Чтобы понять, почему ваше отношение к работе изменилось в худшую сторону, нужно проанализировать свои ожидания, надежды и планы, связанные с профессиональной деятельностью. Вероятно, некоторые из них, причем, важные для вас, оказались нереализованными. Если это на самом деле так, то подумайте, можете ли вы изменить ситуацию, оставаясь на прежнем месте работы. Можете? – значит, задумываться о переходе еще рано.

Если копнуть еще глубже, то стоит задуматься о том, почему, исходя из каких соображений вы выбрали эту работу. Было ли это ваше собственное решение или оно совершалось под влиянием мнения других людей? Выбор был сделан кем-то за вас? – пора брать жизнь в свои руки.

Наконец, нужно подумать и о том, соответствует ли ваш характер, ваши индивидуальные особенности и черты той работе, которую вы делаете, тем требованиям, которые она предъявляет. Рассогласования и несовпадения могут оказаться подлинными причинами эмоционального выгорания.

Сложновато? Согласен. Но не все проблемы имеют простые решения. Те осознания и открытия, к которым вы придете, сами подскажут вам, что делать дальше: искать способ адаптироваться к ситуации, развить свою стрессоустойчивость, коммуникабельность и другие навыки, повысить свой профессиональный уровень или, все же, сменить место работы, а то и профессиональную сферу.

Исследования американских психологов под руководством знаменитого Мартина Селигмана привели к выводу, что правильно выбранная работа соответствует трем главным критериям: (1) вы получаете удовольствие, делая ее; (2) вы видите смысл в том, что вы делаете; (3) выполняя вашу работу, вы задействуете ваши сильные стороны, таланты и способности. Проверьте, соответствует ли этим критериям то, чем вы занимаетесь.

Предположим, что ваша работа успешно прошла такую проверку, но у вас все же есть ощущение неудовлетворенности. Это может означать, что свою профессию вы выбрали правильно, а проблемы связаны с конкретным местом работы, с конкретными людьми и сложившимися обстоятельствами. В таком случае и меры нужно принимать адекватные: улучшать взаимоотношения, разруливать конфликты, решать текущие задачи. Для этого вам, вероятно, придется освоить недостающие навыки, пройдя специальные тренинги.

Если же анализ показывает, что ваша работа не соответствует вашему подлинному «Я» и вашим потребностям, значит «косметические» меры не помогут, и правильное решение состоит в том, чтобы сменить профессиональную сферу. Конечно, это трудно, но иначе можно всю жизнь потратить на не свое дело.


Семь раз отмерь…

В недалеком прошлом в нашей стране считалось правильным оставаться на одном месте работы в течение десятилетий. Так же принято, например, и в современной Японии. У нас же сейчас часто говорят о том, что желательно менять работу примерно каждые три года.

Как психолог, не могу с этим согласиться. На разных этапах своего профессионального пути человек решает разные задачи. В начале особенно важно набирать практический опыт и иметь перспективы для дальнейшего профессионального роста. Безусловно, если вы оказываетесь в ситуации, когда ни то, ни другое невозможно, скорее всего, придется уходить. Но автоматически отмерять себе срок службы в данной компании три года, или пять, или семь – неправильно. Все люди разные: одним нравится новизна, перемены, новые люди, новые задачи, новые профессиональные сферы; другие ценят стабильность, углубление в определенный круг вопросов, устоявшиеся отношения. Нужно не ориентироваться на моду, тренды и тенденции, а слышать себя и оставаться самим собой.


Класть камни или строить собор?

В известной притче рассказывается о путнике, который пришел в город и увидел большую стройку. «Что ты делаешь?» – спросил путник у строителя. «Кладу камни», – ответил он. Пройдя немного вперед, путник задал тот же вопрос другому строителю. «Зарабатываю деньги», – был ответ. И у третьего человека спросил путник о том же, и тот ответил: «Возвожу собор, который простоит века и прославит наш город!» С точки зрения внешнего наблюдателя, все трое делали ровно одни и те же действия. Но каждый вкладывал в свою работу разный смысл, а значит, относился к ней по-разному, то есть чувства по отношению к своему делу у трех строителей различны. Наверное, очевидно, кому из них не грозит в ближайшем будущем эмоциональное выгорание и профессиональный кризис?

Найдите в вашей работе глубокий личностный смысл, то, что в ней по-настоящему важно и ценно именно для вас. Если прежний смысл, который вы вкладывали в свою работу, уже обесценен (такое бывает, и это нормально), найдите новый. Отношение к работе как к особо важному для вас занятию позволит не принимать близко к сердцу отдельные малоприятные эпизоды, неполные совпадения пожеланий и реальности, мелкие «царапинки», неизбежные при общении.

Если же самопомощь оказывается малоэффективной, справиться с профессиональным кризисом поможет психолог-консультант. Скорее всего, выход будет найден быстро, за 1-2 консультации. И овчинка стоит выделки: мы слишком много времени и сил отдаем работе, чтобы делать ее через «не хочу».

Илья Шабшин, психолог-консультант

Благодарим Психологический Центр на Волхонке psy-centre.ru за помощь в публикации.

 

Категория: Июль-август 2010