Для чего нужны СМИ? Совершенно очевидно, что роль СМИ сегодня, конечно же, претерпевает значительные изменения. Электронные СМИ уверенным шагом наступают на пятки печатным изданиям, всеобщая модернизация и современные цифровые устройства с легкостью приучили людей к мобильно-планшетному образу жизни.
Цели и миссии электронных СМИ понятны: их основная задача – это донести информацию до читателя. Но и печатные СМИ, которые, несмотря на упорные слухи об их скором исчезновении с рынка, уходить с него не торопятся. Всем хорошо известно, что когда появилось телевидение, также упорно говорили о скором вымирании театров, однако этого не произошло. Театры существуют и поныне, причем многие из них развиваются, открывают новые филиалы – одним словом, прекрасно себя чувствуют!
Да, за последние годы на рынке СМИ произошел своего рода естественный отбор, остались только самые востребованные и стойкие.
Конечно, обидно, когда закрываются необходимые читателям печатные издания - из-за недостатка финансирования, изменения условий распространения и невозможности выхода в розничную сеть и т.п. Однако если проследить тенденцию, то очевидно следующее: уходят с рынка те СМИ, которые в силу своей специфики могут быть востребованы только в электронном виде. (И согласитесь, нет надобности тратить ресурсы на выпуск дорогостоящих печатных изданий, если своего читателя газета (или журнал) итак найдет во всемирной сети.
Например, это касается туристических журналов. Наверное, их переход в электронное состояние оправдано и целесообразно, т.к. сегодня 90 процентов населения при выборе места отдыха обращаются за помощью в Интернет. Как и бОльшая часть туристических агентств, которые также находят сегодня всю необходимую информацию в Интернете.
Так зачем этим читателям журнал, который будет доносить до них ту же информацию с фотографиями стран и городов, очень похожими на те, которые они имеют в большом количестве у себя дома – в последнее время свои путешествия не фотографирует и не выкладывает в интернет разве только ленивый. А подобный туристический журнал не принесет им особой радости – скорее, больше радости им принесет домашний альбом с их собственными фотографиями! Здесь важно хорошо представлять себе свою аудиторию и понимать, что необходимо именно вашему читателю.
Но, по моему глубокому убеждению, еще долго будут иметь право на существование журналы и газеты узконаправленной тематики, т.е предназначенные для определенной категории граждан – это касается деловых СМИ, журналов для банковских работников, журналов свадебной тематики, распространяемые в загсах, а также специализированные журналы по поиску работы, предназначенные для соискателей и кадровых агентств.
Здесь важно выделить два фактора, которые, по моему мнению, определяют роль этих СМИ для читателей. Первый – это необходимость подтверждения своей классовой принадлежности – хотя б на подсознательном уровне, но это работает. Для людей, которые относят себя к определенному классу, важно ощущать эту принадлежность. Мы ведь не перестали пользоваться ручными часами, не смотря на то, что у всех есть часы в телефоне, планшете, автомобиле и т.п.?
Почему до сих по существует и востребована газета «Коммерсант»? Все по той же причине: как когда-то в 90-е, когда она только появилась на рынке, ее покупали люди, гордо именующие себя коммерсантами и желающие почувствовать себя частью этой новой для нас категории общества, так, в общем-то, и сейчас эту газету выписывают люди, которые ощущают себя частью бизнес-сообщества. Тем более, в таком печатном издании заботливо собрали интересную информацию в удобном и читабельном виде, и в отличие от Интернета, здесь не нужно искать, портить глаза и нервы среди вороха ненужной информации и безумного количества мелькающей рекламы.
Одним словом, печатные СМИ – это другой, более высокий уровень подачи информации.
И второе - ну разве можно сравнить прочтение текста на экране и чтение «вживую» в газете или журнале? Даже в плане тактильных ощущений выигрывают печатные СМИ.
Безусловно, современные СМИ должны меняться, идти в ногу со временем, возможно, трансформироваться в новые интересные проекты, иметь крепкую онлайн-поддержку и т.д.
Но, согласитесь, если о вас или о вашем друге написали в СМИ, намного приятней будет рассказать и показать публикацию в печатном экземпляре издания, где все соответствующе оформлено, чем отправлять ссылку на сайт, которая останется разве что в памяти этого сайта.
А что вы думаете по поводу роли современных СМИ?