«Мечтаю изобразить северное сияние! Вот уж чудо из чудес!»
Наш рассказ - об удивительном художнике Людмиле Варламовой. Член Союза художников Москвы, Международного фонда художников и Творческого союза «Ирида» Людмила Варламова занимается живописью, графикой, создает коллажи, эскизы для росписей предметов декоративно-прикладного искусства. Смело экспериментирует с техниками и направлениями, любит применять смешанную технику, сочетая разные материалы, формы, фактуры, методы, создавая неординарные, изысканные, стильные вещи. Особое место в ее творчестве отведено женским образам.
Всегда интересно узнать, как в человеке зарождается художник, почему он не может жить без того, чтобы выражать свои мысли и чувства на холсте (и не только на холсте). Интересен и взгляд со стороны на творчество уже состоявшегося художника.
Людмила Варламова. Автопортрет
«Мы все родом из детства» - эти слова часто говорил мой тесть Евгений Расторгуев, известный московский художник. Место, где я родилась, - старинное поморское село Сумский Посад находится на Белом море. Все мужчины в нашей семье были моряками. А я, сколько себя помню, рисовала и мечтала быть художником. Школьные тетради были изрисованы, за что я часто получала нагоняи. Художественной школы в селе не было, и я сама училась познавать искусство: красота природы, тонкость северного света и цвета были для меня камертоном.
В 11 лет я познакомилась с московскими художниками (моими будущими родственниками) Евгением Расторгуевым и Тамарой Гусевой, которые поддерживали и направляли меня, советовали. Я рисовала под их чутким и внимательным взглядом. Школа, пройденная с ними, дала мне уверенность в своих силах на всю жизнь. Я переехала в Москву и закончила художественно-графический факультет Московского областного института культуры им. Н.К. Крупской.
В моей жизни было очень много выставок (в том числе международных и персональных) и поездок в разные страны. Моя дочь Наталья тоже очень рано начала познавать мир (в те годы, когда еще мало кто выезжал за рубеж). Наташа продолжила династию и стала художником-аниматором. В этой области она уже добилась успехов – ее кукольный мультфильм (где она была художником-постановщиком) «Привередливая мышка» получил главный приз в Сеуле (среди 27-и стран-участниц) как лучший фильм для детей.
Я и сама часто думаю, как человек видит и строит свою жизнь? Как добивается того, чтобы у него все получалось? И понимаю, что важны только огромное желание, вера в себя и божий промысел!
Е. Романова, искусствовед, член-корреспондент РАХ
«Мир художественных образов Л. Варламовой»
Марк Шагал утверждал, что «искусство – это состояние души». Именно таким образом гений живописи XX века определил то, что, по большому счету, четкому и однозначному определению не поддается. Мы никогда не узнаем, чем руководствуется художник при выборе цвета краски, формы мазка, что направляет движение его руки с кистью или карандашом… Внутренние импульсы, ритм биения сердца, а главное, настойчивая потребность души мастера выразить себя – вот виновники рождения художественных шедевров, которые потрясают зрителя, надолго оставаясь в памяти. При этом каждое произведение служит своеобразным зеркалом художника, зеркалом его души и позволяет проникать в его самые сокровенные мысли и чаяния.
В этом смысле творчество Людмилы Варламовой – не исключение. Работы художницы дают возможность составить полноценный портрет ее интересов, увлечений, пристрастий. Свои произведения Людмила Варламова исполняет в разных техниках – маслом, акварелью, гуашью, но чаще всего пастелью. Вот тема карнавала, участники которого для художницы неразрывно связаны прежде всего с героями комедии дель арте: Пьеро, Коломбиной, Арлекином. С серией венецианского карнавала соседствует и сюита работ художницы, посвященных непосредственно духу Венеции. В основном они выполнены прозрачной акварелью особого оттенка голубого цвета, характерного для Венеции, которая, растекаясь, соединяет на листе Людмилы небо и водную гладь каналов. Особые эффекты при работе в этой технике – а их могут добиваться только тонкие и опытные акварелисты - как нельзя лучше соответствуют образу Венеции как полуреального города, в любой миг способного исчезнуть в водной пучине.
Муза дальних странствий всегда вдохновляет Людмилу, но исключительного предпочтения художницы удостоилась Франция. Путешествие вглубь французской культуры сопровождалось изучением языка и интересом к французской литературе на языке оригинала. Хорошо знакомая любовная лирика Рембо, Верлена, Бодлера, Аполлинера в сочетании с познанием страны, подарившей миру великих поэтов и художников, зазвучала на французском языке по-новому, открыв Людмиле прежде не до конца осязаемые смыслы. Так родилась акварельная серия «Французские письма», где на каждом листе присутствует текст на французском языке, порой он обрамляет изображение и несет в себе очевидную декоративную составляющую, порой – выступает с изображением на равных.
Трудно найти большую награду для художницы, чем признание серии «Французские письма» французами. Когда в 2005 году состоялась выставка работ Людмилы в Шербуре, французские зрители стояли вокруг этих работ и читали стихи. Быть может, кто-то из них впервые открывал для себя творчество своих же соотечественников благодаря тому, что оно оказалось созвучно мироощущению художницы из России.
Музыка – естественная составляющая работ Людмилы Варламовой. Со всех полотен и листов до зрителя зримо доносится мелодия, присущая исключительно ее творчеству. Своя музыкальная тема звучит и в картинах Людмилы, посвященных ее любимым писателям. Скотт Фитцджеральд, Генри… В центре романов этих авторов часто оказывается женщина. Поэтому и на картинах Варламовой этой серии женщина главенствует и задает тон.
Одной из ярких особенностей Людмилы Варламовой является ее любовь к эксперименту. Желание попробовать свои силы в новых техниках и, видимо, одновременно скрытая тяга к прикладным вещам привели к созданию, например, живописных картин на бархате. Натюрморты и пейзажи, написанные акриловыми красками на черном бархате, буквально обволакивают своей энергетикой.
Недавнее сильное увлечение художницы – работа с разнообразными тканями. Используя ткани разной фактуры – от тяжелого гобелена до легкой вуали - Людмила их комбинирует с тем, чтобы центральную, меньшую по размеру, часть загрунтовать под акварель, а большую использовать в качестве паспарту. После создания акварельной работы, которая оказывается окруженной тканой поверхностью необычной фактуры, получается оригинальное произведение искусства – картина в картине.
«Когда я вижу новую ткань с конкретной фактурой, в голове рождается определенный сюжет. И фактура материала играет здесь большую роль, поскольку во многом определяет настроение сюжета, дает и выразительность, и эмоцию. Ничего подобного я еще нигде не видела» - говорит Людмила.
Порой художница находит совсем неожиданную основу для работы. Как, например, в работах, исполненных акварелью на оберточной бумаге Craft, на которой летом сушились ягоды. Видимо, таково «состояние души» Людмилы Варламовой, которое заставляет ее внимательно смотреть вокруг и все время находить новые ракурсы – в материалах, техниках, а главное - в своем искусстве. Непреходящее чувство новизны – отличительная черта ее творчества.
Встречи с мастером
Удивительно, но Людмила Варламова не только сама создает потрясающие работы, но и с радостью делится своим мастерством с учениками. Например, проводит художественные мастер-классы, организованные компанией «Арт бизнес трэвел кафе» в самом центре Москвы в арт-галерее «Дрезден», где сегодня находится самая большая коллекция произведений искусства Дрезденской мануфактуры и представлены редкие картины известных художников, проводятся самые яркие мероприятия и значимые события Москвы. Мастер-классы включают три направления: уроки акварели, уроки по технике монотипии и роспись фарфоровых тарелочек/вазочек Дрезденской мануфактуры.
Подробнее с творчеством художницы Людмилы Варламовой можно познакомиться на ее сайте www.4-artists.ru.
Людмила Варламова
Рукой художника
«Мечтаю изобразить северное сияние! Вот уж чудо из чудес!»
Наш рассказ - об удивительном художнике Людмиле Варламовой. Член Союза художников Москвы, Международного фонда художников и Творческого союза «Ирида» Людмила Варламова занимается живописью, графикой, создает коллажи, эскизы для росписей предметов декоративно-прикладного искусства. Смело экспериментирует с техниками и направлениями, любит применять смешанную технику, сочетая разные материалы, формы, фактуры, методы, создавая неординарные, изысканные, стильные вещи. Особое место в ее творчестве отведено женским образам.
Всегда интересно узнать, как в человеке зарождается художник, почему он не может жить без того, чтобы выражать свои мысли и чувства на холсте (и не только на холсте). Интересен и взгляд со стороны на творчество уже состоявшегося художника.
Людмила Варламова
Автопортрет
«Мы все родом из детства» - эти слова часто говорил мой тесть Евгений Расторгуев, известный московский художник. Место, где я родилась, - старинное поморское село Сумский Посад находится на Белом море. Все мужчины в нашей семье были моряками. А я, сколько себя помню, рисовала и мечтала быть художником. Школьные тетради были изрисованы, за что я часто получала нагоняи. Художественной школы в селе не было, и я сама училась познавать искусство: красота природы, тонкость северного света и цвета были для меня камертоном.
В 11 лет я познакомилась с московскими художниками (моими будущими родственниками) Евгением Расторгуевым и Тамарой Гусевой, которые поддерживали и направляли меня, советовали. Я рисовала под их чутким и внимательным взглядом. Школа, пройденная с ними, дала мне уверенность в своих силах на всю жизнь. Я переехала в Москву и закончила художественно-графический факультет Московского областного института культуры им. Н.К. Крупской.
В моей жизни было очень много выставок (в том числе международных и персональных) и поездок в разные страны. Моя дочь Наталья тоже очень рано начала познавать мир (в те годы, когда еще мало кто выезжал за рубеж). Наташа продолжила династию и стала художником-аниматором. В этой области она уже добилась успехов – ее кукольный мультфильм (где она была художником-постановщиком) «Привередливая мышка» получил главный приз в Сеуле (среди 27-и стран-участниц) как лучший фильм для детей.
Я и сама часто думаю, как человек видит и строит свою жизнь? Как добивается того, чтобы у него все получалось? И понимаю, что важны только огромное желание, вера в себя и божий промысел!
Е. Романова, искусствовед, член-корреспондент РАХ
«Мир художественных образов Л. Варламовой»
Марк Шагал утверждал, что «искусство – это состояние души». Именно таким образом гений живописи XX века определил то, что, по большому счету, четкому и однозначному определению не поддается. Мы никогда не узнаем, чем руководствуется художник при выборе цвета краски, формы мазка, что направляет движение его руки с кистью или карандашом… Внутренние импульсы, ритм биения сердца, а главное, настойчивая потребность души мастера выразить себя – вот виновники рождения художественных шедевров, которые потрясают зрителя, надолго оставаясь в памяти. При этом каждое произведение служит своеобразным зеркалом художника, зеркалом его души и позволяет проникать в его самые сокровенные мысли и чаяния.
В этом смысле творчество Людмилы Варламовой – не исключение. Работы художницы дают возможность составить полноценный портрет ее интересов, увлечений, пристрастий. Свои произведения Людмила Варламова исполняет в разных техниках – маслом, акварелью, гуашью, но чаще всего пастелью. Вот тема карнавала, участники которого для художницы неразрывно связаны прежде всего с героями комедии дель арте: Пьеро, Коломбиной, Арлекином. С серией венецианского карнавала соседствует и сюита работ художницы, посвященных непосредственно духу Венеции. В основном они выполнены прозрачной акварелью особого оттенка голубого цвета, характерного для Венеции, которая, растекаясь, соединяет на листе Людмилы небо и водную гладь каналов. Особые эффекты при работе в этой технике – а их могут добиваться только тонкие и опытные акварелисты - как нельзя лучше соответствуют образу Венеции как полуреального города, в любой миг способного исчезнуть в водной пучине.
Муза дальних странствий всегда вдохновляет Людмилу, но исключительного предпочтения художницы удостоилась Франция. Путешествие вглубь французской культуры сопровождалось изучением языка и интересом к французской литературе на языке оригинала. Хорошо знакомая любовная лирика Рембо, Верлена, Бодлера, Аполлинера в сочетании с познанием страны, подарившей миру великих поэтов и художников, зазвучала на французском языке по-новому, открыв Людмиле прежде не до конца осязаемые смыслы. Так родилась акварельная серия «Французские письма», где на каждом листе присутствует текст на французском языке, порой он обрамляет изображение и несет в себе очевидную декоративную составляющую, порой – выступает с изображением на равных.
Трудно найти большую награду для художницы, чем признание серии «Французские письма» французами. Когда в 2005 году состоялась выставка работ Людмилы в Шербуре, французские зрители стояли вокруг этих работ и читали стихи. Быть может, кто-то из них впервые открывал для себя творчество своих же соотечественников благодаря тому, что оно оказалось созвучно мироощущению художницы из России.
Музыка – естественная составляющая работ Людмилы Варламовой. Со всех полотен и листов до зрителя зримо доносится мелодия, присущая исключительно ее творчеству. Своя музыкальная тема звучит и в картинах Людмилы, посвященных ее любимым писателям. Скотт Фитцджеральд, Генри… В центре романов этих авторов часто оказывается женщина. Поэтому и на картинах Варламовой этой серии женщина главенствует и задает тон.
Одной из ярких особенностей Людмилы Варламовой является ее любовь к эксперименту. Желание попробовать свои силы в новых техниках и, видимо, одновременно скрытая тяга к прикладным вещам привели к созданию, например, живописных картин на бархате. Натюрморты и пейзажи, написанные акриловыми красками на черном бархате, буквально обволакивают своей энергетикой.
Недавнее сильное увлечение художницы – работа с разнообразными тканями. Используя ткани разной фактуры – от тяжелого гобелена до легкой вуали - Людмила их комбинирует с тем, чтобы центральную, меньшую по размеру, часть загрунтовать под акварель, а большую использовать в качестве паспарту. После создания акварельной работы, которая оказывается окруженной тканой поверхностью необычной фактуры, получается оригинальное произведение искусства – картина в картине.
«Когда я вижу новую ткань с конкретной фактурой, в голове рождается определенный сюжет. И фактура материала играет здесь большую роль, поскольку во многом определяет настроение сюжета, дает и выразительность, и эмоцию. Ничего подобного я еще нигде не видела» - говорит Людмила.
Порой художница находит совсем неожиданную основу для работы. Как, например, в работах, исполненных акварелью на оберточной бумаге Craft, на которой летом сушились ягоды. Видимо, таково «состояние души» Людмилы Варламовой, которое заставляет ее внимательно смотреть вокруг и все время находить новые ракурсы – в материалах, техниках, а главное - в своем искусстве. Непреходящее чувство новизны – отличительная черта ее творчества.
Встречи с мастером
Удивительно, но Людмила Варламова не только сама создает потрясающие работы, но и с радостью делится своим мастерством с учениками. Например, проводит художественные мастер-классы, организованные компанией «Арт бизнес трэвел кафе» в самом центре Москвы в арт-галерее «Дрезден», где сегодня находится самая большая коллекция произведений искусства Дрезденской мануфактуры и представлены редкие картины известных художников, проводятся самые яркие мероприятия и значимые события Москвы. Мастер-классы включают три направления: уроки акварели, уроки по технике монотипии и роспись фарфоровых тарелочек/вазочек Дрезденской мануфактуры.
Подробнее с творчеством художницы Людмилы Варламовой можно познакомиться на ее сайте www.4-artists.ru.