В глазах многих философия считается типично мужским занятием. Когда мы читаем о знаменитых древнегреческих диспутах или экзистенциальных кружках 20 века, то часто даже не догадываемся о том, что среди их участников могли быть и женщины. Существование такого стереотипа отчасти оправданно: большинство признанных мыслителей действительно мужчины. Но, к счастью, след в истории мировой философии оставили и женщины. Сегодня мы расскажем о некоторых из них.
Гипатия
В античные времена женщин-философов было не так много, и все же есть среди них та, которой удалось войти историю. Гипатия, дочь мыслителя Теона, преподавала в Александрийской школе в начале 5 века н.э. и пользовалась большим авторитетом среди учеников из разных земель.
В конце 4 века н.э. Египет стал частью Византийской империи, и христианство провозгласили официальной религией. Среди последователей Гипатии были как язычники, так и христиане, что делало Александрийскую школу мультикультурным образовательным центром. К сожалению, труды Гипатии не сохранились, однако из писем ее учеников ясно, что она придерживалась неоплатонических взглядов.
В тот период Александрией правил префект Орест, находившийся в конфликте с епископом Кириллом. Стремясь ослабить политическое влияние Ореста, епископ решил устранить его главную союзницу – Гипатию. Кирилл публично обвинил философа в колдовстве, и раззадоренная им толпа предала ее жестокой смерти. Так трагично завершилась история одной из самых ученых женщин античности. О самой Гипатии и ее впечатляющих познаниях нам известно благодаря письмам ее любимого ученика Синезия Киренского.
Хильдегарда Бингенская
В Средневековье каждому человеку было определено свое место. И если у мужчин имелись возможности для социального передвижения (пусть и весьма ограниченные), то уделом женщин оставались исключительно дом и семья. Но даже в таких условиях находились те, кто сумел выйти за рамки установленных порядков.
Хильдегарда Бингенская родилась в дворянской семье и не отличалась хорошим здоровьем. С раннего возраста ее начали посещать религиозные видения, и родители отдали девочку на воспитание монахине Ютте. После смерти своей покровительницы Хильдегарда возглавила женскую монашескую общину и инициировала строительство монастыря под городом Бинген, став впоследствии его настоятельницей.
Она была одной из проповедниц идеи о макрокосме и микрокосме. Человек понимался ею как микрокосм, неразрывно связанный со Вселенной, а психические и физические процессы в его организме уподоблялись глобальным изменениям в сфере небесных тел.
Хильдегарда не одобряла деятельность Святой инквизиции, осуждая ее за неоправданную жестокость – и это во времена, когда за такие взгляды люди оказывались на плахе или костре. Настоятельницу Бингенского монастыря с полным правом можно назвать предтечей философии гуманизма, ставящей во главу угла благо человека.
Симона Вейль
Путь философа – это путь искателя. Нередко случается так, что мыслитель, поддерживающий одно учение, под воздействием обстоятельств меняет взгляды и занимает противоположную сторону. Так в свое время случилось с французским философом Симоной Вейль.
Вейль родилась в семье врача, и ее нравственно-философские искания начались уже в юном возрасте. Образование она получила в лицее Генриха IV и Высшей нормальной школе Франции – заведениях, считавшихся средоточием лучших интеллектуалов страны. В окружении Вейль было много поклонников левых и утопических течений, что и определило ее взгляды. Неравнодушная к страданиям рабочих и других социально уязвимых групп, она активно распространяла идеи анархизма и коммунизма, помогая обездоленным не только словом, но и делом.
Работа на заводе (Вейль хотела проникнуться нуждами тех, кому помогала) привела ее к кардинальной смене мировоззрения и обращению в христианство. В начале 1940-х гг. Вейль завершила свой главный труд – «Тяжесть и благодать». Согласно представленной концепции, все устремления человека, в том числе и духовные, обусловлены жесткой необходимостью, выступающей в роли силы нравственного тяготения. Необходимости противостоит благодать, достичь которую можно, совершая бескорыстные жертвы.
Во время Второй мировой войны, в знак солидарности с заключенными концлагерей, Вейль ограничила свое питание нормой лагерного пайка, что подорвало ее и без того хрупкое здоровье: она скончалась от сердечной недостаточности.
Айн Рэнд
Взгляды Симоны Вейль предполагали полную обусловленность жизни человека внешними обстоятельствами. Айн Рэнд, другой философ 20 века, представляла противоположную точку зрения, согласно которой общественными и духовными процессами управляет сам человек.
Айн Рэнд родилась в Российском империи, в Санкт-Петербурге. Ее настоящее имя – Алиса Розенбаум. Окончив Петроградский университет, где обучалась праву и филологии, она вскоре эмигрировала в США. Первые литературные труды не принесли Рэнд успеха, и будущей знаменитой писательнице приходилось соглашаться на любую работу, пока в 1932 году компания Universal Studios не приобрела у нее сценарий. Полученная за него сумма позволила ей полностью посвятить себя литературе. Роман «Атлант расправил плечи», прославивший Рэнд на весь мир, вышел в 1957 году. Завершив работу над ним, писательница переключилась с литературы на философию.
Рациональный индивидуализм, или объективизм, проповедуемый Рэнд и ее последователями, ставит во главу угла человека и его творческий потенциал. Желания и устремления отдельно взятого индивидуума признаются главенствующими над интересами общества. Эгоизм, по Рэнд, вовсе не является недостатком. Быть эгоистом не значит быть злодеем – это значит заботиться о собственных интересах. Нетрудно предположить, что подобные взгляды вызвали неоднозначное отношение в обществе, и все же большое количество сторонников Айн Рэнд говорит о том, что ее идеи попали на благодатную почву.
Юлия Кристева
Философ, писательница, семиотик и психоаналитик Юлия Кристева родилась в Болгарии, в городе Сливен, в семье церковного счетовода. Окончив франкоязычную школу, а затем Софийский университет, Кристева, как и Рэнд, отправилась расширять кругозор за границу. Во Франции ей довелось стать ученицей философа-постструктуралиста Ролана Барта, оказавшего значительное влияние на ее мировоззрение.
Постструктурализм ставит на первое место не систему и даже не человека, а внесистемное взаимодействие человека с окружающим миром. Юлия Кристева, как истинная последовательница этого подхода, ввела термин «интертекстуальность», являющийся ключевым для современной семиотики, науки о знаках. Согласно ее мысли, каждый текст представляет собой комплекс цитат: культурных, психологических, словесных и др. Порождая собственные тексты (не только вербальные), человек фактически перерабатывает и трансформирует чужие. Соответственно, мир – это взаимосвязь бесконечно ссылающихся друг на друга текстов.
Помимо прочего, Кристева является одной из основательниц так называемой феминистской философии, в культурную задачу которой входит провозглашение женщины как активного субъекта познания и действия.