Видов обучения, повышающих тем или иным образом квалификацию сотрудников, сейчас много. Но среди них особенно выделяются бизнес-тренинги, позволяющие за короткое время обучиться новым навыкам. Так почему же они оказываются эффективнее, чем, например, стандартные курсы повышения квалификации?
Специфическая подача материала
Во время лекции или семинара, ориентированного на практическое освоение полученных знаний, редкий ученик способен усвоить информацию в полном объеме. И дело здесь не в интеллектуальной бездарности, а в том, что выдаваемый материал часто сух и абстрактен. Не понимая, каким образом его можно применить, ученики, вполне естественно, довольно быстро забывают изученное. Напротив, бизнес-тренинг — это безупречное сочетание теории и эффективных закрепляющих упражнений. Грамотный бизнес-тренер всегда использует разные способы удержания внимания, благодаря чему момент пресыщения информацией не настает.
Высокое интеллектуальное напряжение как условие
Одной ориентации на практику недостаточно — необходимо, чтобы участники бизнес-тренинга постоянно были включены в процесс работы. Они не только слушают и выполняют упражнения, но также участвуют в дискуссиях, отрабатывают различные социальные роли и пробуют освоить новые методики работы. Учитывая, что группы, участвующие в тренинге, обычно невелики, инструктор всегда заметит, если аудитория устала и ей требуется перерыв, после которого она продолжит интенсивное освоение новых знаний.
Индивидуальный подход
Институтский лектор, даже имея соответствующее желание, не сможет приспособить выдаваемый материал к уровню, запросам и интересам студентов. Курс всегда максимально обобщен, а значит, обучающемуся трудно найти точки пересечения с его практической деятельностью. Бизнес-инструкторы, как правило, проводят тренинг для представителей одной компании и уже перед первой сессией хотя бы в общих чертах представляют, в отработке каких навыков они нуждаются. При более близком общении индивидуальный подход проявляется в полную силу, что и делает обучение таким эффективным.
Развитие навыков групповой работы
Если бизнес-инструктор — психолог по образованию (в идеале так и должно быть), он также позаботится об улучшении микро- климата в коллективе. Конечно, речь не идет о душеспасительных беседах с каждым сотрудником, но он сможет определить, мешают ли трения тех или иных сотрудников общему делу. Если мешают, бизнес-инструктор обязательно предложит пути решения проблемы: совместные переговоры с конфликтующими, перевод в другой отдел (а может, и увольнение) одного из них. Кроме того, отрабатывая совместно полученные навыки, сотрудники сплотятся, что отразится и на качестве их работы в дальнейшем, и на увеличении будущей прибыли.
Мощная обратная связь
Бизнес-тренинги предполагают взаимную связь тренера и учеников. Ни один вопрос обучающихся, как правило, не остается без должного внимания бизнес-тренера. Он, как никто, заинтересован в активном вовлечении в процесс каждого участника, ведь только в этом случае есть возможность увидеть и проработать все слабые места в компании и более эффективно решить поставленные перед ним задачи. Когда бизнес-тренинги проходят для представителей одной компании, все участники проявляют себя активно — исчезают психологические зажимы, но одновременно соблюдается дистанция, привычная для коллег.