Анна Милеева — коуч ACSTH ICF, бизнес-тренер, ведущая трансформационных игр, коуч-групп, мастермайндов — помогает подросткам и взрослым решить вопросы, связанные с профессиональными задачами, и делает это с максимальным комфортом для клиента. Сама Анна начала карьеру, когда ей было за 40, и добилась значительных успехов в своей деятельности — сегодня она востребованный карьерный коуч с очень приличным средним чеком. Анна уверена: современный мир благоволит женщинам за 40. «Мы живем в фантастическое время, когда есть все возможности реализоваться в профессии, путешествовать, хорошо выглядеть, чувствовать себя молодой и достигать всех целей, которые мы сами себе поставили».
Анна, интересоваться психологией вы стали еще 20 лет назад — после рождения старшей дочери, когда изучали психологию новорожденных. Какие последующие события в жизни повлияли на ваше решение заняться профессионально именно коучингом?
Все развивалось достаточно органично. Когда моя старшая дочь заканчивала школу, ко мне часто за советом обращались родители ее одноклассников, затем — и родители средней дочери. Их главный вопрос был: как мне удалось добиться того, что мои дочери сами знают, куда им идти после школы, какую профессию выбрать. Я рассказывала, что делаю, какие психологические знания и навыки использую. Чаще всего получала ответы: мне это сложно, поговори, пожалуйста, сама, c моим сыном/дочерью.
Так потихоньку я начала консультировать. В конце концов пришла к профессиональному выгоранию — работала много, но не понимала, что это работа и не брала денег за консультации. Поэтому решила подходить к делу профессионально, при этом зарабатывать. Получила диплом коуча и стала работать официально. Знаний было накоплено много, поэтому учеба далась легко. Я выбрала специальность «карьерный коучинг», и опыт в начале моего пути оказался очень полезен — сейчас в моем арсенале есть игра про выгорание, а также мастер-класс по выгоранию для фрилансеров и людей помогающих профессий — учителей, врачей...
Нередко женщины-предприниматели, добившись определенных успехов в бизнесе, перестают ощущать потребность в развитии и в какой-то момент останавливаются на достигнутом. Что чаще всего им мешает двигаться вперед? Усталость? Потеря интереса? Страхи?..
В каждом случае все очень индивидуально — у каждой свои причины, свои триггеры и свой путь выхода из ситуации, в зависимости от психотипа, темперамента, целей и задачей. Это может быть выгорание (когда человек перестает ощущать необходимость своей работы, теряется цель), может быть, наоборот, необходимость выхода в другую сферу деятельности.
Когда ко мне приходят с подобной проблемой, сначала с помощью коучинговых инструментов мы исследуем ситуацию — на это может уйти и две, и четыре сессии, потому что иногда проблема закопана достаточно глубоко. Здесь одним из моих любимых инструментов, помимо классического инструмента «колесо баланса», являются трансформационные игры — они помогают очень быстро выявить причины проблемы, гораздо быстрее, чем обычные сессии. Но возможности игр гораздо шире, чем диагностика. Игра как инструмент помогает вскрыть такие взаимосвязи, которые совершенно не очевидны, — дойти до них в ходе классической коучинговой сессии практически невозможно. В игре человек очень раскрывается, раскрываются его установки, ограничивающие убеждения, стратегии, с помощью которых он решает ситуацию. Я могу ничего не объяснять клиенту во время игры, потому что он видит все сам, моя задача — только подсветить с разных сторон ситуацию, стратегии поведения и ограничивающие убеждения.
Это мой любимый инструмент, который я с удовольствием использую как отдельно, так и в коучинговых сессиях.
В каком формате проходят эти игры и сколько времени занимают?
Я провожу игры как офлайн, так и онлайн — в зависимости от желания клиента и его местонахождения (я живу в Риге).
Сейчас также востребованы тренинги на базе трансформационных игр. В этом случае компания ставит мне задачу, и я адаптирую одну или две игры под конкретный тренинг для решения конкретной задачи. Такой тренинг может длиться день или два дня, а нередко занимает целый уикенд. Средняя игра с 4—8 участниками длится 2,5—4 часа. Бывает, что я включаю игру в коуч-сессию и тогда мы играем в течение часа — за 1 час с одним человеком можно успеть очень многое. Если нужно еще глубже проработать ситуацию и найти не только причину, но и наметить путь выхода из ситуации, тогда можем провести 2-4 игра-сессии и дальше уже идем по намеченному пути.
Назовите три главных фактора, от которых зависит эффективность вашей работы с клиентом?
У нас, коучей, есть такая формула: успех=мотивация—страхи.
Первое и самое главное — это желание клиента что-то поменять в своей жизни.
Второе — он должен понимать, что изменения — это всегда результат его действий. Я буду рядом, буду поддерживать, делиться инструментами и знаниями, но весь путь человек должен пройти сам. Если у клиента есть убеждение, что коуч — волшебник, который даст необыкновенный совет, толка не будет.
Третье — страхи. Со страхами мы работаем вместе, с помощью различных техник. И здесь очень важны партнерские и доверительные отношения. Это как поход по джунглям. Я не имею права диктовать клиенту, с какой скоростью ему идти и как идти, но я всегда ему доверяю и верю, что он может справиться с задачей. В свою очередь и клиент должен доверять мне как профессионалу.
Еще один важный фактор — созвучие с клиентом. Коучу и клиенту должно быть комфортно вместе. Мы команда, соратники в достижении целей клиента поэтому, несмотря на целый набор инструментов (как подстроиться под клиента, его темп речи и модальность восприятия), все коучи выбирают себе клиентов. Если не случается доверие, то лучше порекомендовать своего коллегу.
У клиента так же есть возможность на бесплатной первой сессии понять, подходит ему специалист или нет. Кроме этого, я предпочитаю брать оплату за каждую сессию, а не за весь контракт. Таким образом, у клиента есть возможность прервать контракт в любой момент. Это не очень правильно и профессионально, но я считаю, что так комфортнее для клиентов. Конечно, в начале работы я предупреждаю, что для достижения результата необходимо работать как минимум два—три месяца. Это обусловлено тем, что наш мозг не может быстрее перестроиться и сформировать новые нейронные связи и, следовательно, запустить новые стратегии поведения.
Анна, какие есть планы на ближайшее будущее?
Всегда есть к чему стремиться и куда расти, я не готова останавливаться и почивать на лаврах. В ближайших планах — авторский курс или своя школа, организация фестиваля трансформационных игр. Недавно мы с коллегами основали «Школу устойчивого мышления», где будем изучать мышление, подбирать разные инструменты, тестировать теории, проводить мастер-классы, семинары и вебинары.
У мамы троих детей не могу не спросить: чем, какими успехами вас радуют дети?
Моя старшая дочь сейчас учится в Америке, заканчивает мастер-программу в Чикагском университете, получила грант. Средняя дочка и младший сын еще учатся в школе. Я очень горжусь своими детьми. Больше всего радует то, что каждый из них увлечен своим делом, — мне доставляет огромное удовольствие общаться с ними. Вы наверняка замечали, как заряжает энергетически общение с увлеченными людьми? Причем это не зависит от рода деятельности. Садовод может с увлечением рассказывать о выращивании клубники, а хирург о том, как вырезает аппендицит, — и это будет захватывающе при том, что детали могут быть мало понятны…
Из недавних примеров с детьми: поздним вечером ко мне в комнату заглядывает младший сын и с горящими глазами сообщает, что сейчас уникальный момент, когда Юпитер находится экстремально близко к Земле, а следующий такой момент сложится лишь через 146 лет... Пришлось срочно вылезать из теплой кровати, подниматься на крышу нашего дома и смотреть в телескоп на Юпитер!
Знаю, что вы большой любитель путешествий. Что впечатляет в поездках больше всего? О чем еще мечтаете?
Для меня самое ценное — мои эмоции, ощущения и какой-то незабываемый опыт, который я не могу получить в повседневной жизни. Например, перед пандемией мы с подругами ездили на венецианский карнавал и, помимо балов и самого карнавала, я получила совершенно незабываемый опыт еще до начала маскарада — когда мы взяли в аренду платья, полностью идентичные старинным платьям. Я ощутила на себе, насколько женщины прошлых эпох были беспомощны даже в элементарных бытовых ситуациях. Когда ты не можешь без помощи снять плащ или перейти с лодки на мостик, а раздевание/переодевание — отдельная история! Поэтому ожидание слуги — это не каприз, а необходимость, женщина из высшего общества была абсолютно беспомощна.
Второй сильный опыт, который я сейчас вспоминаю, — это путешествие с подругами в пустыню (Израиль), в команде с коуч-психологами.
Во-первых, я поняла, что могу прожить без ежедневного душа — его там просто нет. Днем нас учили элементарным навыкам выживания (ставить тент, собирать сухие ветки и т.п.), а на закате нам предложили психологическое упражнение. Мы сдали телефоны, часы, ноутбуки, после чего нам выдали спички и развели всех по предгорьям в разные точки, где оставили в одиночку. Задача была — продержаться в пустыне, пока за тобой не придут. В экстренном случае разрешалось свистеть, однако с места уходить не рекомендовалось — т.к. проводники могут не найти.
Когда остаешься один на один с пустыней, когда у тебя нет привычных телефонов и часов, и ты не понимаешь, сколько времени прошло, то начинаешь переживать, что тебя забыли… Помню, как я лихорадочно собирала сухие ветки и у меня был страх, что не хватит топлива, погаснет костер… А когда заберут меня, не понятно… Были и змеи, и койоты...
И вот этот момент, когда ты остаешься один на один с природой и своими страхами, я не забуду никогда. Эксперимент стал хорошей возможностью узнать себя, понять себя и раздвинуть для себя границы возможного. Именно с той поездки, как ни странно, я полюбила пустыни, и начала их коллекционировать. После Израиля я побывала еще в нескольких пустынях — в штате Колорадо в Америке и в Арабских Эмиратах. Теперь мечтаю собрать в свою коллекцию все пустыни на Земле!
Тел./WhatsApp: +37 126 139 575
VK: coach.mileeva