Интервью: Е. Зинченко Фото: из архива Е. Гореловой
Что такое «синдром отложенной жизни», стоит ли сохранять брак с «трудным» супругом, как справляться с обидами и может ли успешная женщина ощущать себя жертвой? Психолог, коуч Елена Горелова дает нам прямые ответы на эти вопросы.
Елена, мы рады новой встрече с вами! Признаюсь, пройти мимо ваших прямых эфиров невозможно... Вы проводите марафоны, общаетесь в эфирах, помогаете женщинам быть самодостаточными и счастливыми. Кто или что ваш главный помощник и мотиватор в непрерывном движении вперед?
Хороший вопрос! Наверное, главные мотиваторы в движении вперед — это мои дети. Помню далекий 91 год: когда я находилась в декретном отпуске по уходу за третьим ребенком, я получила второе высшее образование — окончила факультет психологии ленинградского государственного университета. Друзья и родственники тогда удивлялись: «Зачем тебе? Есть же уже один институт!» А мне было важно, чтобы дети меня уважали. Вы же знаете известную английскую поговорку: «Не пытайтесь воспитывать детей. Все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя»... Сейчас дети — мои самые лучшие друзья.
Синдром отложенной жизни хорошо знаком нашим бабушкам, мамам, да и многим из нас тоже. Как избавиться от привычки оставлять все лучшее на потом? Ведь это «потом» очень часто так и не наступает...
С этим синдромом многие живут годами, а потом на старости лет вдруг обнаруживают, что жизнь прошла, а радостей и удовольствий в ней не было совсем... Копили «на черный день», он и настал. Мне всегда хотелось всего и сразу. И мы с мужем так живем до сих пор.
В основном понятие «синдром отложенной жизни» касается материальной сферы. Люди стараются зарабатывать как можно больше в ущерб своему здоровью и своим семьям. Отрезвляет один вопрос: «А потратить в этой жизни ты это успеешь?»
Принять и полюбить себя — необходимое условие для счастья?
А как вы думаете, счастливый человек может быть не доволен собой? Скорее всего, нет. Чем мы можем делиться? Только тем, что есть у нас самих. Если внутри нас живет любовь, то мы — счастливые люди, щедро одариваем этим окружающих. А если не любим себя, не принимаем, то внутри — боль. И что, кроме боли, мы можем предложить другим? Наше принятие себя очень тесно связано с принятием других. Очевидно: если я принимаю в себе какие-то недостатки, то понимаю, что и у другого человека могут быть какие-то отрицательные качества. И это не раздражает меня, не вызывает непонимание. Другое дело — как научиться принимать себя? В моей коучинговой программе это один из основополагающих вопросов.
А как справляться с обидами? Если проблема сидит глубоко и родом из детства, поможет только длительная работа с психологом?
Все мы родом из детства. И у каждого были обстоятельства, которые могли оставить след в душе. Но у одних они прошли безболезненно, а другие считают себя самыми несчастными людьми. У меня была подруга, с которой мы имели схожие жизненные ситуации. И ее, и меня воспитывали бабушки. Обе мы росли без отцов (мой погиб, а ее — был с мамой в разводе). Конечно, мне в детстве очень не хватало общения с мамой, но я понимала, что так надо, знала, что мама любую свободную минуту старается быть со мной. И ни разу в жизни мне не пришла в голову мысль как-то осудить ее. У подруги же обида на мать была настолько сильна, что как только она стала самостоятельной, порвала с ней отношения навсегда, лишив своих детей общения с бабушкой. А ведь для каждого ребенка важны все члены рода.
Если человек это понимает, то он ищет пути прощения и принятия. И здесь может помочь как самостоятельная проработка жизненных сценариев, так и работа со специалистом. Разница лишь в том, что в работе с профессиональным психологом результаты достигаются быстрее.
Синдром жертвы зависит от профессиональной успешности женщины или нет? То есть может ли успешная и состоявшаяся женщина ощущать себя жертвой?
Всем известен треугольник Карпмана, когда человек периодически выступает в роли жертвы, агрессора или спасателя. И совершенно не имеет значения ни образование, ни жизненный опыт, ни успешность. Один и тот же человек может во взаимодействии с разными людьми попеременно быть то в роли агрессора (когда, например, требует послушания от детей), то в роли спасателя (когда он нанимает репетиторов ребенку или ведет его к психологу, чтобы дитятке жить было легче), то в роли жертвы (когда жалуется подруге, какой у нее сын-бездельник, и что бы она ни делала для него, все без толку). Выход возможен один — прежде всего необходимо осознать, что вы в одной из ролей. А дальше уже вас ждет работа, которая приведет к смене сценариев и ролей. Агрессор преобразуется в мудрого учителя, спасатель — в помощника, а жертва — в старательного ученика, нуждающегося в совете, но не в активной помощи.
Вы много путешествовали, но для постоянного проживания выбрали Америку. Почему? Что сыграло определяющую роль?
Для каждого человека есть определенные места на нашей планете, где он чувствует себя дома. Может быть, это не очень скромно, но я ощущаю весь мир своим домом. И не уверена на 100%, что в Штатах останусь до глубокой старости. Я очень люблю свою родину — город на Неве Санкт-Петербург, восхищаюсь Москвой, обожаю Берлин, где тоже жила какое-то время. А вот в Штатах мне удивительно спокойно и легко. Вся жизнь в этой стране устроена так, что не надо напрягаться, за тебя уже все продумали до мелочей. Остается только брать и делать.
Кстати, недавно сдала ДНК-тест — оказалось, что у меня в крови есть небольшой процент Native American (коренной американец). Кто знает, что было в моей родовой системе пару веков назад?
У вас был очень интересный прямой эфир на тему: нужно ли сохранять брак с «трудным» супругом? Если вкратце, нужно или нет? При желании пары сохранить брак, конечно, квалифицированный психолог сумеет помочь, но, к сожалению, нередко второй супруг не готов работать со специалистом.
Что касается сохранения брака с «трудным» супругом. Ответ находится внутри того, кто живет с таким партнером. Миром движет любовь. И до тех пор, пока хотя бы у одного из пары есть это прекрасное чувство, брак будет существовать. Но всем известно, что самую крепкую любовь можно разрушить недоверием, ревностью, тяжелым характером. Кстати, совсем не обязательно работать с психологом обоим супругам. Вполне достаточно, если один начнет меняться. Это, несомненно, приведет к улучшению отношений. Но бывают такие случаи, когда брак сохранять не стоит: с супругом-абьюзером, нарциссом, психопатом. Жизнь в семье с подобным человеком неизбежно приведет к трагедии. Не стоит жить и «ради детей». Во-первых, дети вырастут и заживут своей жизнью, а вы останетесь у разбитого корыта. Во-вторых, невозможно прожить свою жизнь «на черновик» — чистовика не будет. Поэтому и надо жить или в любви, или никак.
Вы счастливы в браке более 30 лет. Без чего, на ваш взгляд, невозможен долгий счастливый брак?
На мой взгляд, счастливого брака не будет без любви. Когда есть сильные чувства, ради любимого появится и терпение, и взаимопонимание, и поддержка.
СПРАВКА
ЕЛЕНА ГОРЕЛОВА
Психолог, коуч, автор программы «Гармония в жизни»
Стаж работы — более 20 лет.
Окончила ЛГПИ им. А. И. Герцена по специальности «Учитель-логопед» и ЛГУ по специальности «Психология». Прошла множество различных тренингов и семинаров, курсов и мастер-классов. Работала логопедом в детском доме, учителем русского языка и литературы в школе, заместителем директора школы по учебной и научно-методической работе.
Метод коучинга, применяемый Еленой, основан на самых эффективных практических методах психологии, спорта и бизнеса. Его цель — достижение человеком позитивных изменений и выдающихся результатов в жизни.
Семейное положение: замужем, трое детей. Увлечения: путешествия, теннис.
Тел./WhatsApp: +1 (317) 674-69-81 | IG: coachperemen | TG: elena13913 | Сайт: elenagorelova.ru