Интервью: Е. Зинченко Фото: из архива Т. Мажуги
О процедуре банкротства ходит немало слухов и домыслов — многообещающая реклама и призывы быстро и гарантированно списать долги сегодня на каждом шагу. Узнать реальное положение дел мы решили у ведущего специалиста в этом процессе — арбитражного управляющего. О чем важно помнить, решившись на процедуру списания долгов, насколько выгодней обращаться напрямую к финансовому (арбитражному) управляющему, минуя посредников, и почему признание банкротства — это всегда самый простой шаг из всей процедуры, нам рассказала арбитражный управляющий с 16-летним стажем — Татьяна Леонидовна Мажуга.
Татьяна, процедура списания долгов (банкротство) выглядит очень заманчивой для должников. Однако многих останавливает большое количество предрассудков и страхов. «Смогу ли я вести полноценную жизнь — получать зарплату, выезжать в отпуск? Что будет с единственным жильем? А если оно ипотечное? Как отразится банкротство на родственниках? Признают ли меня банкротом, если счета уже арестованы по исполнительному листу?» Возможно ли получить точные ответы на эти вопросы еще до начала работы?
Это самые частые вопросы. И да, я могу ответить на них и сейчас. В процедуре банкротства есть некоторые ограничения, но после процедуры человек живет обычной полноценной жизнью с одним нюансом — без долгов. После процедуры можно работать, получать любую заработную плату, выезжать за границу, даже в процессе банкротства можно выезжать за границу. С единственным жильем ничего не будет — оно как было, так и остается, а вот если оно в залоге, то тогда его заберут. Его заберут, даже если не проходить процедуру банкротства, а просто не платить по кредитам.
К счастью, на родственниках банкротство гражданина никак не отражается — ни на детях, ни на внуках, ни на ком.
По поводу арестов счетов: признают банкротом, даже если все имущество арестовано и все счета заблокированы. Только, если смотреть правде в глаза, вне процедуры приставы не всегда удерживают 50%, а зачастую больше, и не всегда остается даже прожиточный минимум на гражданина. А представьте, если есть несовершеннолетние дети? Так вот в процедуре банкротства можно получать прожиточный минимум на гражданина и всех несовершеннолетних детей, поэтому для некоторых положительный момент наступает уже на этом этапе.
Вы являетесь арбитражным управляющим, то есть лично принимаете участие в процедуре банкротства — управляете деньгами должника, распродаете его имущество (при наличии) и следите за тем, чтобы он расплатился с кредиторами. То есть преимущество обращения непосредственно к вам, а не к юристам/адвокатам, являющимся в основе своей посредниками между клиентом и арбитражным управляющим, очевидно. А как это влияет на стоимость и скорость предоставления услуги?
Работа проводится быстрее в несколько раз, в то время как организации-посредники могут это делать полгода или год. Очевидно, что стоимость у организации-посредника не может быть ниже, чем у того, кто делает это напрямую.
После заключения договора с моей командой чаще всего гражданина признают банкротом на второй месяц. Хотелось бы быстрее, но это исключено из-за процессуальных сроков, поэтому это самое короткое время, за которое можно признать гражданина банкротом.
Существуют ли какие-то гарантии, что долги действительно спишутся?
Конечно. Когда проходит первичная консультация, сразу понятно — можно списать долги или нельзя. Если нельзя, мы об этом говорим сразу, не скрывая. Ведь человек может нарваться на мошенников, которые скажут, что можно, возьмут очень большую сумму, а долги не спишут. Также много организаций-посредников, которые пишут, что выплатят долг, если не признают банкротом, но признать банкротом — самое простое, и в признании банкротом отказать не могут, а вот довести до полного списания долгов — это тяжелее в разы. Поэтому у нас в договоре всегда прописывается гарантия списания долгов или возврат всей суммы оплаты наших услуг.
Про плюсы банкротства наслышаны все. Но наверняка есть и минусы? Какие?
Да, есть минусы при банкротстве. В течение 5 лет после признания банкротом, если гражданин будет брать кредит, он обязан уведомлять кредитора, т.е. нужно просто ставить в заявлении на кредит галочку, что проходил процедуру банкротства. Хотя, по практике, уже через год после процедуры людям дают кредиты и даже ипотеку. Гражданин не может быть руководителем или учредителем в течение 3 лет, но при этом, если банкротился как физическое лицо, а не как ИП, то после процедуры может открыть ИП. Ну, и нельзя банкротиться следующие 5 лет. Это основные ограничения. Также нельзя быть финансовым директором в инвестиционной компании на протяжении 15 лет — есть и другие подобные ограничения, которые не касаются 95% нашего населения.
Возможно ли провести всю работу с клиентом полностью в онлайн-режиме? Без его присутствия в суде?
Конечно, но при работе онлайн встает другой вопрос — вопрос доверия. Технологии еще не шагнули настолько далеко, чтобы все это было безопасно — сейчас очень много мошенников, которым на руку такое положение дел. Клиент хочет видеть человека перед собой, для этого консультация часто проводится онлайн в скайпе, зуме или любом другом источнике (с подключением видео), удобном клиенту.
Ни один наш клиент не ходит в суд, все делаем мы. Он только подписывает договор, приносит некоторые документы, которые есть у него дома, а все остальное — наша работа. При этом мы предоставляем номер дела, картотеку арбитражных дел, чтобы человек мог посмотреть весь процесс изнутри и получить гарантию того, что процедура началась и дело идет.
Насколько отличается процедура банкротства в каждом регионе РФ?
Хороший вопрос. В каждом регионе нашей страны практика складывается по-разному. Так, в Хабаровске, к примеру, всегда вводят сначала процедуру реструктуризации долгов, даже если человек не подходит под реструктуризацию, в Омске такого нет, как и в большинстве городов.
Через вас ежедневно проходят много судеб и очень непростых историй из жизни людей. Что помогает вам сохранять спокойствие?
Честно скажу, люблю наблюдать, как человек меняется от первой консультации до получения определения о списании долгов, — это два разных человека. Мне нравится помогать людям — вот и весь секрет.
Чему главному научила вас ваша работа?
Тому, что в любой, казалось бы, безвыходной ситуации, всегда есть выход. 16 лет моей практики лишь подтверждают это.
Тел.: +7 (995) 127-83-12|Email: 52701001@mail.ru
VK: aumazhuga|Сайт: bankrot-55.ru