Интервью: Е. Зинченко Фото: из архива Т. Мирошниченко
Почерк — это зеркало души, в котором отражаются не только наши сильные стороны, но и глубинные страхи, подавленные эмоции и даже нереализованный потенциал. Клинический психолог, КПТ — терапевт и сертифицированный графолог Татьяна Мирошниченко знает, как «прочитать» между строк то, что человек не решается сказать вслух. В эксклюзивном интервью эксперт расскажет, почему графология до сих пор вызывает споры в научной среде, как анализ почерка помогает сменить профессию и обрести уверенность, чем уникален рукописный текст в цифровую эпоху, зачем работодатели изучают почерк соискателей и существует ли на самом деле возможность «переписать» свою личность через изменение манеры письма.
Татьяна, специалистов-графологов в нашей стране — единицы. Это довольно новое направление, которое отличается от известного всем почерковедения (используемого в криминалистике), хотя и имеет общий с ним объект изучения. Что привело вас, психолога, в графологию? Что вдохновило?
«Новое — это хорошо забытое старое». В начале XX века графология в России активно развивалась. Вышла книга известного советского психолога-графолога Д.М. Зуева-Инсарова «Почерк и личность» (1929), где автор доступно объяснял связь почерка и характера, приводил примеры графологического анализа почерков знаменитых людей. Выдающиеся советские ученые, психологи Л.С. Выготский и А.Р. Лурия уделяли большое внимание проблеме развития письменной речи. А.Р. Лурия дал наиболее подробное описание устройства письменного навыка, а также отметил сложную мозговую локализацию акта письма. Однако позже графологию объявили «лженаукой» — вероятно, из-за ее «разоблачительного» потенциала, который противоречил интересам правящих элит. На Западе она продолжала развиваться, и сейчас российские специалисты, включая меня, опираются на этот опыт, активно продвигая графологию как науку и создавая собственные исследовательские направления.
Я открыла графологию уже как практикующий психолог. На курсах повышения квалификации в Институте психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского я встретила Ларису Когай — графолога из Казахстана, ученицу Инессы Гольдберг (Израиль). Она тоже повышала свои профессиональные компетенции психолога. Лариса стала моим чутким наставником. Посетив ее мастер-класс по графологии, я сразу поняла — это мое, и уже на следующий день записалась на обучение. Лариса преподает в Институте графоанализа Инессы Гольдберг. Инесса сама принимала у меня экзамены и сертифицировала меня как специалиста.
Я ни разу не пожалела о своем выборе. Графологический анализ стал моим увлечением, вдохновением и делом моей жизни. За каждым почерком я вижу живую личность с ее уникальностью. Это как диалог, полный эмоций и открытий.
Вы активно используете в своей психологической практике графологический анализ и считаете его одним из самых информативных методов психодиагностики. В чем его главное преимущество перед другими инструментами?
Погрузившись в изучение графологии, я в скором времени оценила ее уникальность и одно из основных преимуществ — простоту метода. Для исследования достаточно страницы рукописного текста. При этом анализ почерка заменяет множество психодиагностических методик и опросников, необходимых для полного раскрытия психологических особенностей. Недостаток стандартных тестов еще и в том, что люди неосознанно подстраивают ответы под свое представление о себе. Даже шкалы достоверности в опросниках, призванные выявлять социально-желательные ответы, могут вызывать напряжение. А почерк не обманешь — он отражает истинное состояние. Графоанализ мягко обходит психологические защиты, показывая даже то, что человек скрывает — страхи, тревоги, глубинные переживания.
То есть такой метод диагностики менее травматичен для клиента?
Здесь, как в медицине, работает главный принцип: «Не навреди!». Искусство графологического консультирования как раз состоит в том, чтобы наиболее экологично, безопасно и чутко провести клиента по болевым точкам, оказать поддержку и помощь, грамотно подобрать индивидуальные рекомендации и не вызвать еще большее напряжение и травматизацию. Важно создать доверительную обстановку, оставаясь для клиента островком стабильности.
На самом деле нужно иметь большую смелость, чтобы решиться встретиться с собой настоящим. Ко мне редко обращаются те, кто не испытывает проблем. В основном приходят, когда тревожно, тяжело, страшно. Грамотный специалист-графолог всегда ставит чувства клиента на первое место. Задача — не обличить клиента, указав ему на психологические проблемы, а помочь разобраться и найти пути выхода из сложной ситуации».
По отзывам, сочетание клинической психологии и графологии в вашей практике дает впечатляющие результаты — клиенты отмечают рост уверенности в себе и точность определения личностных характеристик. А есть случаи, когда графологический анализ серьезно повлиял на карьеру, судьбу человека?
Графоанализ заменяет 5-10 психологических консультаций, выявляя проблемы и мишени для терапии за одну встречу. Некоторым клиентам хватает этого разбора, другие продолжают психотерапию. Бывает, анализ используют как дополнение к текущей работе с психологом, чтобы уточнить стратегию для дальнейшей работы со специалистом.
Обычно обратная связь от клиентов — это разовые отзывы о совместной работе; именно работе, так как графологическая консультация предполагает интенсивную психическую деятельность как со стороны графолога, так и со стороны клиента. Иногда удается проследить дальнейшую судьбу автора почерка.
Однажды ко мне обратился молодой человек за консультацией по профориентации. Он имел средне-специальное техническое образование и работал оператором числовых станков, но испытывал неудовлетворенность жизнью, раздражительность и апатию. Графоанализ показал его склонность к юриспруденции. Эта информация нашла живой отклик у клиента: он основательно подготовился, успешно прошел вступительные испытания и начал обучение по специальности «Судебная и прокурорская деятельность». Конечно, его ждет нелегкий путь, но уверенность в правильности выбранного направления будет поддерживать его в сложные моменты.
Еще один интересный кейс — женщина обратилась за помощью в установлении контакта со взрослой дочерью. На тот момент она уже записалась на курс обучения графологии и верила в эффективность данного метода диагностики. Я проанализировала оба почерка. Оказалось, у дочери преобладает логический склад психики: ей трудно проявлять эмоции и понимать чувства других, зато она охотно помогает делом. Это не значит, что девушка черствая и не испытывает эмоции — ее психика очень чувствительна, просто экспрессия подавлена. Мать же, эмоциональная и тревожная, ждала от дочери такого же отклика. После консультации она осознала: проблема в ее собственной тревожности и эмоциональной неустойчивости. Когда мать перестала требовать эмоций от дочери, их отношения наладились и стали более доверительными.
Мы продолжили психотерапию, параллельно клиентка изучает графологию, демонстрируя прекрасные перспективы как будущий специалист.
Насколько точен графоанализ в цифровую эпоху, когда взрослые люди почти не пишут от руки и даже подписи становятся электронными?
В цифровую эпоху мы действительно меньше пишем от руки. Я и сама печатаю статьи и графологические заключения, но вот свои заметки, которые делаю в процессе анализа почерка и по которым провожу консультирование, всегда пишу от руки. Оставляю себе пространство для реализации письменного навыка. Почему? Печатный текст лишен индивидуальности, тогда как почерк уникален у каждого человека. При письме задействуются практически все области мозга: лобные и теменные доли, зрительный центр, области Вернике и Брокка, мозолистое тело, гиппокамп, пирамидальные пути, лимбическая система, базальные ганглии, а управляет работой всех центров мозжечок.
При печатании текста теряется эмоциональный и энергетический компонент. Не задействуются области мозга, отвечающие за речь и мышление, а также аудиальное восприятие слова (центр Брокка). Простое нажатие клавиши не активирует мелкую моторику, которая работает при письме от руки через базальные ганглии. Со временем это ухудшает когнитивные функции, внимание и память. Речь становится скудной, нарушается логическое построение фраз. Конечно, все это отражается в почерке. По нему мы видим, насколько развиты когнитивные функции, эмоциональная сфера, социальные и волевые качества, самооценка. Графология по-прежнему достоверно интерпретирует написанное, однако характеристики данных процессов значительно ухудшаются у тех, кто отказался от ручного письма. Печатный текст не передает эмоций, индивидуальности, способностей, уникальности. Эмоциональное восприятие связано с телом и жизненной энергией, а при наборе текста эта связь теряется, а вместе с ней — и источник энергии. Поэтому сегодня все чаще приходится сталкиваться с выгоранием, апатией, астенией.
Какие психологические проблемы невозможно выявить и проработать с помощью графологии?
За годы графологической практики я убедилась, что анализ почерка действительно помогает разобраться в самых разных вопросах, ведь почерк — это зеркало работы нашего мозга, отражающее глубины подсознания. Однако графология имеет свои ограничения: органические поражения мозга и возраст до 14 лет, когда почерк еще не полностью автоматизирован и содержит меньше содержательной части. Хотя я однажды консультировала девочку-подростка 13 лет, у которой был психологически зрелый индивидуальный почерк. И все же главное препятствие — это неготовность самого человека работать с выявленными ограничениями.
Вспоминается еще один интересный случай, когда клиент обратился за профориентацией, но выяснилось, что в настоящее время он занимается как раз тем, что ему хорошо подходит и на самом деле нуждается в помощи с непроработанной психологической травмой.
Графоанализ остается мощным диагностическим инструментом, но важно понимать, что это метод исследования, а не готовое решение всех проблем.
Что необходимо предоставить для графологического исследования и как строится работа с вами?
Есть определенные правила подачи почерка для графологического анализа, которые позволяют снизить влияние случайных факторов, способных исказить общую картину:
• Писать нужно, сидя за столом, на листе А4 (подложив 2-3 листа для мягкости поверхности);
• Необходимо избегать написания в состоянии усталости, раздражения или возбуждения;
• Содержание текста — произвольное (можно описать день, случай из жизни или свой запрос);
• Не рекомендуется: писать под диктовку, списывать или сочинять стихи;
• Обязательны: подпись, указание возраста, пола, пишущей руки и состояния здоровья (при серьезных нарушениях).
Я высылаю подробную инструкцию каждому клиенту вместе с бланками тестов Вартегга и «Звезды и волны», которые использую как дополнительный диагностический инструмент.
Для консультации желательно предоставить несколько образцов почерка за разные годы — это позволяет проследить динамику развития личности.
Как строится работа со мной:
1. Анализ проводится строго по запросу клиента; иногда я получаю целые страницы вопросов (стараюсь ответить на все).
2. Встречи проходят онлайн (2-2,5 часа, иногда дольше) в удобное для клиента время.
3. После графоанализа клиенту может потребоваться время (иногда несколько дней) для осмысления результатов. Я остаюсь на связи для уточняющих вопросов и обсуждения происходящих после консультирования изменений.
Важно: графоанализ проводится только с согласия автора почерка. Вся информация конфиденциальна и сообщается лишь автору. Исключение — случаи, когда автор дает письменное разрешение третьим лицам.
Почему при физиологической связи почерка и работы мозга графология остается дискуссионной наукой? Какие критерии признания она не проходит?
Часто сталкиваюсь с мнением, будто графология — это эзотерика. Такие суждения говорят лишь о поверхностном знакомстве с методом. На самом деле у графологии богатая научная история: еще в XIX веке Жан Ипполит Мишон — французский археолог и основоположник графологии — начал систематизировать исследования в этой области. За столетия накоплен огромный эмпирический материал, выявлены четкие закономерности.
Основа графологии — анализ отклонений от стандартной прописи, индивидуальные проявления личности в почерке. Специалист изучает сотни признаков, объединяя их в графологические синдромы. Здесь нет примитивной логики «А ведет к В» — один и тот же признак в разных почерках может указывать на противоположные тенденции в зависимости от контекста и того, насколько данный признак выражен и как сочетается с другими особенностями почерка.
Овладеть методом непросто — требуется полностью перестроить мышление, отказаться от стереотипов и постоянно практиковаться. Возможно, именно преобладание стереотипного мышления не позволяет признать в нашей стране графологию научной дисциплиной, хотя она соответствует всем критериям: имеет доказательную базу, четкие принципы анализа и подтвержденную эффективность.
Графологи не ставят диагнозы, но видят маркеры психологического неблагополучия. Лично для меня графический анализ стал ответом на вопрос, как распознать грань между нормой и патологией. Сейчас под руководством наставника (Ларисы Когай) я исследую графологические синдромы при расстройствах личности — масштабная работа, требующая сбора большого материала.
Графоанализ — ценный проективный метод, успешно применяемый психологами во всем мире. Надеюсь, в России скоро перестанут считать его «лженаукой». А пока идут споры, практикующие графологи продолжают помогать людям познавать себя и решать свои проблемы.
Графологи говорят: «Как мы пишем, так и живем». А если у человека был неразборчивый почерк и он сознательно изменил его после 20 лет — насколько достоверным будет графоанализ в этом случае?
Могу сказать, что мой почерк значительно изменился с тех пор, как я начала изучать графологию. Изменились наклон, размер, форма букв. Перемены происходили естественным образом по мере отказа от стереотипов и постепенного познания собственной личности, ее понимания и принятия.
Каждый человек может заметить, как трансформируется его почерк на протяжении жизни. Жизненный опыт неизбежно влияет на психические процессы, что отражается и на письме. Однако для устойчивого изменения почерка требуется глубокая трансформация привычек, а зачастую и образа жизни в целом. Если меняется привычный способ поведения и реагирования, это может повлиять на письмо. Но когда поведение остается прежним, насильственно измененный почерк неизбежно возвращается к исходному варианту, как только ослабевает сознательный контроль. В таком случае графоанализ выявит высокое напряжение, неестественность письма и чрезмерный контроль.
В подобных ситуациях я всегда прошу предоставить более ранние образцы почерка для сравнительного анализа. И у меня возникнет закономерный вопрос: «Что побудило человека затрачивать такие значительные психические ресурсы на изменение письма?» Ответ я найду в самом почерке. При этом глубинные характеристики — движение штриха, особенности линии, нажим и другие параметры, которые не осознаются пишущим и составляют ядро личности, — остаются неизменными.
Есть ли три главных признака в почерке, которые говорят о высокой стрессоустойчивости?
Да, существуют характерные признаки, объединенные в графологический синдром стрессоустойчивости — способности психики переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки. Это качество особенно важно для работодателей при оценке кандидатов.
Три ключевых показателя:
1. Спонтанный гибкий почерк с естественной вариативностью — отражает эмоциональную гибкость и адаптивность.
2. Цикличность штриха (усиление нажима при движении вниз и ослабление при движении вверх) — показывает рациональное распределение энергии.
3. Баланс мягких и жестких форм — свидетельствует о способности отстаивать свои интересы, учитывая чувства окружающих.
Такой почерк демонстрирует реалистичное мировосприятие и хорошую социальную интеграцию. В противоположность этому, узкий, медленный, напряженный почерк с нестабильным нажимом указывает на сложности в преодолении стрессов.
В одной из ваших статей речь идет о пользе графологического метода при исследовании почерка предков. Выходит, что анализ их письма помогает восстановить подлинный облик личности — характер, мотивы поступков и «оживить» историю рода там, где архивные данные безмолвствуют?
Да, графологический анализ действительно помогает восстановить психологический портрет предков. Самый старый образец, который мне довелось анализировать, датируется 1852 годом. Хотя тогда существовали иные стандарты письма и при проведении анализа я ориентировалась на дореволюционные правила написания, законы графоанализа универсальны — они работают как для архивных материалов, так и для современных почерков.
Мне нравится наблюдать, как в процессе графоанализа постепенно вырисовывается личность с ее темпераментом, характером и привычками. Видно, как человек формировался под влиянием обстоятельств. Эти портреты оживляют историю, дополняя сухие архивные данные.
Часто характеристики подтверждаются биографическими фактами: например, человек с ярко выраженной индивидуальностью, незаурядным интеллектом, сильным организованным характером оказывался директором школы. А человек, наделенный даром дипломатии, аналитическим и творческим мышлением, способный найти общий язык практически с любым собеседником, высокообразованный, но при этом скромный, честный и готовый служить на благо общества, занимал пост бургомистра.
Я специально не изучаю биографию до завершения анализа — тем ценнее потом находить соответствия. И я всегда благодарна клиентам, которые позволяют прикоснуться к истории их рода и познакомиться, пусть и заочно, с теми, чьи жизни неотрывно переплелись с историей нашей великой страны.
Возможно ли осознанно изменить свой почерк, чтобы скорректировать черты личности? Или графотерапия даст эффект только в сочетании с психотерапией?
Вы задали очень распространенный вопрос. Действительно, если почерк отражает психические процессы мозга, то возможно ли обратное действие, когда почерк будет влиять на мозг? Такое действительно возможно: метод основан на эффекте обратной связи — влиянии моторики на подсознание. При изменении некоторых параметров почерка мозг получает не привычные импульсы, а совершенно другие, и начинает привыкать к новому состоянию. Это свойство мозга называется нейропластичностью — способностью к развитию и образованию нейронных связей под воздействием нового опыта.
Часто клиенты жалуются на свой, якобы некрасивый, почерк и хотят изменить его. Когда клиент хочет изменить почерк, я всегда уточняю:
• Какие черты характера человек хочет приобрести или изменить, а от каких избавиться, меняя почерк?
• Во имя чего эти изменения и как они должны сказаться на клиенте?
• Насколько желаемые изменения соответствуют его устойчивым характеристикам — темпераменту, системе ценностей?
Только ответив вместе с клиентом на эти вопросы, можно приступать к занятиям графотерапией. Самостоятельные попытки «лечения почерком» могут дать обратный эффект — например, развитие решительности иногда повышает тревожность. Поэтому графотерапия требует профессионального руководства.
Результаты проявляются постепенно — от нескольких месяцев до года регулярных упражнений. Заниматься можно самостоятельно или сочетать с психотерапией — это зависит от ресурсов психики.
Татьяна, за что вы хотели бы сами себя похвалить сегодня? Какими успехами гордитесь больше всего?
Я считаю главным своим успехом то, что у меня есть возможность заниматься любимым делом. Мне посчастливилось найти занятие, которое увлекает меня, дает возможность развиваться, прокачивать свои когнитивные и коммуникационные навыки, дарит вдохновение. Графология подарила легкость, помогла разобраться в себе, справиться с ограничениями, принять и полюбить. Мои статьи о графологии размещены на сайте электронной научной библиотеки, их печатают в журнале, посвященному психологии. Я занимаюсь практическими исследованиями в области графологии и провожу графологические консультации и терапевтические сессии. Все это, конечно, представляет для меня предмет гордости, но похвалить я себя хочу за то, что когда-то не побоялась выйти за рамки привычного и безопасного в пользу нового, поменять стабильность на свободу, отказаться от проверенного в пользу неизведанного, смогла увидеть перспективы там, где другие прошли мимо. Ведь графологией интересуются немногие, проходят обучение до конца еще меньше, а остаются в профессии единицы.
Я искренне желаю каждому найти занятие по душе, которое будет увлекать, дарить позитивные эмоции и позволит просыпаться с радостной мыслью: «Сегодня меня ждет любимое дело!»
VK: budnigrafologa
Tel/WhatsApp/TG: +7 (911) 700‑76‑67