Интервью: Е. Кретова Фото: из архива М. Сорвачевой
В коротком интервью с репродуктологом Марией Сорвачевой мы затронули три важных вопроса, которые волнуют многих женщин, имеющих проблемы с зачатием: есть ли надежда на естественную беременность, когда ставится диагноз «бесплодие», нужны ли хирургические вмешательства и какие существуют альтернативы ЭКО.
Мария, обычно репродуктологи не советуют парам с диагнозом «бесплодие» долго ждать естественной беременности и сразу предлагают прибегнуть к вспомогательным процедурам. А бывает так, что вы, наоборот, отговариваете пациентов, рекомендуете успокоиться, набраться терпения – и наступает долгожданное зачатие?
Уточню, бесплодие – это отсутствие беременности в течение 12 месяцев при регулярной половой жизни без предохранения. Лично я никогда не шокирую пациентов на первичном приеме категоричным «только ЭКО»: ситуации бывают разными. Сначала проводится более тщательное обследование и, если необходимо, назначается медикаментозная терапия. Часто бывает так, что при подготовке (сдача анализов, медикаментозная коррекция и т.д.) пациентка звонит и говорит: «Мария Викторовна, а тест у меня положительный!». А бывает и наоборот – мы плавно подходим к проведению программы ЭКО.
Все наслышаны про ЭКО, но мало кто знает про другие способы искусственного оплодотворения...
Да, в настоящее время под термином «искусственное оплодотворение» подразумевается, как правило, процедура экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Однако это не совсем верно, поскольку специалисты в области медицины и биологии разработали три метода (ЭКО, ИКСИ и инсеминация), которые объединены общим принципом: слияние яйцеклетки и сперматозоида происходит неестественным путем.
Репродуктологи часто направляют женщин на диагностическую лапароскопию и гистероскопию, только не все пациентки на это соглашаются, потому что боятся лишнего вмешательства в матку. Их страхи надуманные? И являются ли такие операции гарантией наступления беременности в ближайшем будущем?
Если есть показания к хирургическому лечению (гидросальпинксы, эндометриоидные кисты, гиперплазия эндометрия, полипы эндометрия), то оно необходимо пациентам при планировании беременности. Лечащий врач должен помочь пациенткам преодолеть страхи и настроить на самое важное – рождение здорового ребенка. Что касается гарантий наступления беременности, то их, к сожалению, нет.
Как думаете, существует ли на самом деле психологическое бесплодие?
Да, и это самый сложный фактор бесплодия.
Мария, вы согласны с утверждением, что смысл жизни женщины – в детях?
Я сама мама и с уверенностью могу сказать: «Да!».
СПРАВКА
Акушер, гинеколог, репродуктолог.
Член Российской ассоциации репродукции человека (РАРЧ).
Общий стаж работы в репродуктивной медицине – более 10 лет.
В 2009 г. окончила Российский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоох- ранению и социальному развитию по специальности «лечебное дело», присвоена квалификация врача. В 2011 г. окончила клиническую ординатуру при ФГУ «НЦАГиП им. В.И. Кулакова» по специально- сти «акушерство и гинекология» и в том же году с отличием закончила курсы повыше- ния квалификации по NHG.
Владеет всеми методами диагностики и лечения различных форм бесплодия, совре- менными методами экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбрионов в полость матки, особенностями схем стиму- ляции суперовуляции.
Регулярно посещает международные конгрессы по репродуктивной медицине. Является автором более 10 печатных работ в научных изданиях.
Контактная информация:
IG: dr_sorvacheva