Увидеть луну, зажигающую свет…
Вот уже более 12 лет российская художница Даниэла Дега занимается живописью и руководит арт-проектами, связанными с историей искусства. А каждая ее картина рассказывает какую-то историю. Историю самой Даниэлы.
Как-то студентка из Колумбии сказала Даниэле, что там, где она родилась, много цветов солнца, жизненной силы и радости. Удивленная догадке художница спросила, почему она так решила, и девушка ответила: «Потому что тебе этого не хватает в России, и ты это возмещаешь одеждой с цветами и вкусным чаем...». И картинами, наполненными звуками, мыслями, ощущениям, запахами, красками и музыкой. Музыкой красок. Картины Даниэлы Дега будто сами пишут ее портрет... Каждая картина – штрих к портрету художницы.
Восточная мелодия «Ариэль»
Есть такой китайский народный инструмент – скрипка эрху (его часто так и называют – «китайская скрипка»). Выглядит он как маленькая коробочка с длинным грифом, а две струны натянуты так близко, что кажется, будто струна одна. При этом смычок проходит между струнами. Множество нюансов делают инструмент сложным в освоении, но извлекаемый звук столь гармоничен и красив, что эрху можно услышать даже на рок-концертах.
Эрху – один из любимых инструментов Даниэлы Дега. А ее картина «Ариэль» буквально написана звуками эрху: «В этой мелодии я увидела образ, воплотивший грань между культурой Востока и Европы. Кристально чистые переливы, уводящие взор в созерцание мира...». На картине женщина, прикрывшая глаза, с наслаждением подставляет лицо ветру, который перебирает волны еe огненных волос... Пламя и ветер в своем вечном танце, вне времени. Удивительная гармония внутреннего мира и внешней динамики.
“Я думаю, что между музыкой и живописью много общего. Как минимум, в гармоничном, внутреннем построении. В любой картине можно найти свою музыку, со своей мелодией; более того, я бы сказала, что без своеобразной внутренней мелодии цветовой гаммы картина не приобретает своего изящества и полноты звучания. И именно это звучание один из векторов, которым я следую в написании картин...”
Испанское настроение
О своих испанских корнях от дальних родственников Даниэла узнала совсем недавно – в 2010 году. Узнав историю прабабушки, она сразу поняла, что ее всегда интуитивно тянуло в Испанию. Изучение испанского языка, испанской живописи и архитектуры дало новый толчок в творчестве.
В Испанию она влюбилась с первого взгляда, но самое неизгладимое впечатление на Даниэлу произвел Готический квартал Барселоны – потрясающее место с уникальной энергетикой. «Попав в Готический квартал, я просто стала его частью – настолько сильно там веет историей и Испанией. Дух Испании во всем: архитектуре, игре солнца и теней, настроении людей на улочках. Я ловила их взгляды, улыбки, мимику... Все происходящее вокруг так захватило меня, что я немедленно сделала несколько эскизов». Ее настроение на бумаге выразилось не в архитектуре, а в улыбке испанской девушки – улыбки, полной солнца, жизни, света, красок – сочной многослойной улыбки, подобной свежему распускающемуся цветку…
Эскизы легли в основу картины маслом «Una española y unasonrisaen Barrio Gótico» - портрет молодой испанки, с развевающимися на ветру волосами.
Аромат «JM / Nieve de Paz»- «Джем. Снег Мира»
А вот еще один штрих к протрету Даниэлы. На полотне настоящая восточная сказка. Вот, что говорит о картине подруга художницы: «Моя любимая картина. В ней много недосказанного. Не сразу замечаешь мужчину на заднем плане. Картина о красоте женщины, о ее ценности, о ее желанности. Знаете, Джонни Депп влюбился в Ванессу Паради, увидев ее со спины. Картина хороша динамикой. Видно процесс, а не застывший момент. Еще хороши цвета. Не знаю почему, но в моей памяти картина оранжевая. Хотя этого цвета совсем чуть-чуть. И синего вроде бы больше. Но я воспринимаю картину как теплую. Еще мне кажется, что у картины есть запах. Нежный фруктовый аромат. Эту картину хочется обнять, не правда ли?»
Любовь и творчество
Даниэла говорит, что живопись, как и любое творчество, - это путь для построения мостика во взаимоотношениях, мостика, идя по которому каждый должен делать шаг навстречу друг другу. Это некое арт-лекарство против безразличия и мелочности и для достижения легкости во взаимоотношениях. Она считает, что в наше время, когда бурный ритм жизни не оставляет место эмоциям, искусство многое переворачивает, показывает что сила взаимоотношений не в банальном удовлетворении инстинктов, что любовь - это не перспектива, не хобби и не фешенебельность.
Это как в сюжетах фильмов одного из любимых ею режиссеров Тиля Швайгера, которые всегда выстроены так, что привыкшие к маскам «современные люди» вдруг «прозревают» и понимают, что ценность взаимоотношений не в размере бюста, а ценность жизни не в размере зарплаты. Ценность жизни в искренности взаимоотношений и в том, как человек умеет видеть другой мир и другие краски в своем партнере.
«Так и в моих картинах – люблю, когда люди находят в них отголоски своих взаимоотношений, и тогда им это навсегда запоминается. Помните, что сказала моя подруга о Джони Деппе и Паради? Ведь много женщин с красивой спиной, но суть в том, что он увидел не спину. Он увидел в ее образе рай красочных мотиваций, увидел свою "луну, которая зажгла свет"».
Картины Даниэлы Дега наполнены звуками, мыслями, ощущениям, запахами, красками и музыкой. Музыкой красок. Они будто сами пишут ее портрет… Каждая картина – штрих к портрету художницы.
Портрет художницы писал Алекcандр Калинкин Фото: С. Барлова, Е. Голицына