Page 16 - Журнал "Бизнес-леди life" 09-10/2020
P. 16
персоны | блиц-интервью
Мы осознаем, что в наших силах изменить созданную нами же
ситуацию.
Проблемы в отношениях родителей и детей возникают, когда
не удовлетворяются естественные потребности детей. Это про-
исходит от незнания психологических особенностей возраста,
в котором находится ребенок. Так что разговаривать, решать
проблему нужно с родителями, а не с детьми. На консультации
с родителями я объясняю, на каком этапе находится их ребенок
с психологической точки зрения, что характерно для этого этапа
и как организовать взаимодействие с ребенком.
Вашему сыну — 7 лет, а дочери — 17. Насколько помогает
Интервью: Е. Зинченко Фото: из архива М. Путиловой ваш личный опыт в общении со своими детьми?
В отношениях со своими детьми я — обычная мама, и в нестан-
Почему подростки становятся «трудными», дартных ситуациях, которые происходят, сначала «на сцену выхо-
чем мешает родителям чувство вины и как ре- дит» просто мама. Но мой психологический опыт научил меня
шать проблемы без конфликтов — об этом мы в конфликтах после первой реакции не опускаться до оскорбле-
говорим с детским психологом Мариной Пути- ний. Я не обижаю своих детей, рассказываю о том, что сейчас
ловой. Марина имеет 10-летний практический чувствую. А через какое-то время мы разбираем ситуацию, под-
опыт работы, является разработчиком коррек- ключая мои психологические знания. Так что, если подытожить,
ционно-развивающей программы для работы то сначала я — мама со своими эмоциями, а потом уже — психолог.
с детьми группы риска (тревожные дети, дети Неужели возможна жизнь с подростком без конфликтов?
с заниженной самооценкой) и консультантом Иногда ведь бунты возникают буквально на ровном месте…
в сфере возрастных кризисов, стилей воспита- Жизнь без конфликтов с подростками действительно возможна.
ния и психологической готовности детей к школе. Самый главный секрет бесконфликтного существования и взаи-
Жить не рядом, а вместе
Марина, у вас три высших образования. Это любовь к зна- модействия с ребенком — не только в подростковом возрасте —
ниям или..? в том, что родителям нужно знать минимальные основы возрастной
Можно сказать, что любовь к знаниям — в определенной степени. психологии. Что происходит с ребенком, что ему нужно для
Но, скорее, желание понимать как можно лучше предмет своего развития, что будет мешать. Для подростков зачастую характерно
интереса, стремление к максимально глубокому погружению обесценивание родителей и семьи в целом. В стремлении быть
и получению основательных знаний. Первое образование — со сверстниками, и только с единомышленниками, приходит
агроэкология, в юности окончила сельскохозяйственную ака- осознание себя. Нужно понять, что ребенок вырос и идет психо-
демию. Второе — юридическое, это было осознанно, можно логическое разделение, и вот эту связь, ниточку, потихоньку надо
сказать, по любви. Когда в моей жизни появляется стойкий жгучий отпускать, предоставляя возможность выбора каких-то моментов,
интерес, я сначала черпаю знания из доступных источников, где он может проявить свою ответственность.
затем — перехожу на их профессиональное получение. Так вышло Без чего вы не представляете свою счастливую жизнь?
и с психологией. Сначала было просто любопытство, модная Семья, книги, развитие — три кита, на которых держится моя
тема, обсуждаемая на работе. Постепенно, читая книги, я поняла, жизнь. Это то, что делает меня счастливой.
что хочу знать психологию досконально.
Часто ли в психологических проблемах детей виноваты роди-
тели? И если вы видите, что причина не столько в ребенке,
сколько в его родителях, их методах воспитания, как посту-
паете в этом случае?
Я уверена: в психологических проблемах детей любого возраста
всегда есть вина родителей. Единственное, мне не нравится сама
формулировка — «вина родителей». Это давит и прививает роди-
телям чувство вины, что совсем не есть хорошо. Я бы сказала,
Áèçíåñ Ëåäè life Почему не нужно воспринимать как свою вину?
проблема детей — зона ответственности родителей.
Дело в том, что, когда мы ощущаем вину, то чувствуем подавлен-
ность и невозможность что-то изменить. А когда знаем свою
вызывают определенные реакцию и поведение у детей, и это
14 ответственность, то понимаем, что наши поступки и действия
дает возможность выбора инструментов для решения проблемы. IG: psychologist_putilova