Page 12 - Журнал "Бизнес-леди life" 09-10/2020
P. 12
бизнес-тайм | управление
БИЗНЕС-КОНСУЛЬТАНТ
Основные предрассудки
Практика общения с клиентами показывает, что в отношении консультантов существует
множество заблуждений. Обсудим их.
Консультанты нам не нужны — сами справимся. Практика Он может брать на себя многое: вплоть до временной работы у вас
показывает, что часто компании заходят в тупик в своем развитии. в штате. А может — только направлять вас в ключевых точках
Ведь управлению большинство руководителей не обучались, проекта, а основную работу вы делаете сами. Это полезно клиенту
а если и обучались, то вузовское образование дает немного. еще и тем, что он обучается на своих же реальных задачах под
Консультант обладает многими преимуществами, главные руководством опытного наставника. Естественно, выбранный
из которых — опыт и независимость. И приход хорошего кон- вами режим сильно влияет на стоимость проекта.
сультанта в компанию всегда вносит свежую струю в ее развитие. Консалтинг можно заказывать только, когда все хорошо/
Как вы можете помочь нам, если вы не работали в нашей плохо. Удивительно, но оба мнения одинаково распространены.
отрасли? Это часть очень популярного среди клиентов мифа На самом деле консультант может быть вам полезен в разных
о собственной уникальности. Как консультант я успешно работал ситуациях: а) Если в бизнесе все плохо, то консультант — это док-
с нефтяниками и энергетиками, девелоперами и строителями, тор, а порой и реаниматор; б) Если дела идут хорошо, то консуль-
телекоммуникационными и инжиниринговыми компаниями, тант — это спортивный тренер, который помогает вам стать еще
производителями и дистрибуторами… И никакой принципи- сильнее; в) Если «все нормально», то консультант может стать
альной разницы между ними не заметил. «Знание некоторых вашим советником, с которым легко обсудить любой сложный
принципов заменяет знание многих фактов». Естественно, что сам вопрос, наметить направления дальнейшего развития бизнеса
я в этих отраслях не являюсь профессионалом, но «оно и не надо». и т. д.
На самом деле, 90% всех проблем и задач в любом бизнесе оди- «Если ты такой умный, то почему занимаешься консуль-
наковые и они не связаны с отраслью и конкретной компанией. тированием, учишь других, а не создашь свой бизнес?»
А на знание оставшихся 10% я и не претендую. («Кто не умеет делать сам, тот учит!») Консалтинг — такой же
Консультанты — это очень дорого. Это для крупных компаний, бизнес, как и все остальные. Кому-то по душе торговать, кому-то —
мы не потянем. Скажу так: консалтинг действительно стоит денег. производить, а мне и моим коллегам — консультировать. Это инте-
Больших ли? Смотря с чем сравнивать. Порой за консалтинг дей- ресно и азартно, это всегда сложные задачи, это возможность
ствительно запрашивают очень много: если консультант слишком помочь компаниям и людям! С другой стороны, я много раз сталки-
раскрученный и/или жадный, если специально растягивает дли- вался с тем, что хороший консультант — отнюдь не всегда хороший
тельность проекта и т. д. Но все это непрофессионально: хороший руководитель, и наоборот. Очень часто боссы с десятилетним
Áèçíåñ Ëåäè life самое главное, что у него есть, — это репутация. Не привлекая тарности, которая в работе консультанта обычно очень вредна.
опытом не могут консультировать хотя бы в силу своей автори-
консультант всегда работает на благо клиента, потому что знает:
профессионалов, компания порой теряет в разы больше от соб-
Так что каждому — свое! Кстати, у многих консультантов есть
ственной неэффективности. Можно самому варить себе борщ,
свои компании из разных сфер «реального бизнеса».
дившееся время потратить на свое основное дело. Заодно и борщ
10 но умнее заплатить за это профессиональному повару, а освобо- Михаил Рыбаков, бизнес-консультант, коуч
получится вкуснее. Есть разные режимы работы с консультантом. www.mrybakov.ru | info@mrybakov.ru