Page 56 - Журнал "Бизнес-леди life" #06-07/2019
P. 56
образ жизни | лики истории
Ольга Спесивцева, наряду с Анной Павловой, счита-
ется легендой русского балета начала ХХ века. Она
вошла в историю особенно тонким и пронзи-
тельным исполнением партии Жизели. Но при-
ма-балерину не интересовали ни звездная
карьера, ни сотни поклонников: ее тянуло
жить в собственных фантазиях и загляды-
вать за пределы разумного. Это и привело
талантливейшую артистку к полному заб-
вению в стенах психиатрической больницы.
Трагическая
Жизель
Судьбоносная роль Единственной отдушиной оставался уютный мир ее
Жизель – главная героиня одноименного балета – фантазий, благодаря которым она и продолжала бли-
сходит с ума из-за предательства любимого, уми- стать на сцене. Спесивцева говорила, что видит ска-
рает и попадает в загробный мир. Ольга Спесивцева зочные тропинки и лужайки, бродит по ним и ищет
воплощала этот образ на сцене настолько натурально, своего принца Альберта из балета «Жизель».
что Мариинский театр плакал в прямом смысле.
Вживаться в персонаж балерине помогали частые Уход в забвение
посещения психиатрических лечебниц, где она вни- В годы, когда русская интеллигенция активно эмигри-
мательно изучала поведение душевнобольных. Более ровала за рубеж, Каплун помог танцовщице с матерью
того, она ходила в крематорий и смотрела, как сжи- покинуть Россию. Расставание с родиной было мучи-
гают тела умерших. тельным, и только работа, гастроли по миру помо-
Интерес к потустороннему у впечатлительной гали Спесивцевой преодолевать душевную боль. Она
девушки возник на фоне тяжелой ситуации в стране: стала ведущей приглашенной балериной парижской
революции, голода, разрухи. Выйдя замуж за влия- Оперы. В 20-х годах в Италии танцевала «Жар-птицу»,
тельного партийного работника Бориса Каплуна, она «Лебединое озеро», «Свадьбу Авроры». Когда пост глав-
усугубила свое нестабильное эмоциональное состоя- ного балетмейстера Гранд Опера занял Серж Лифарь,
ние. Не найдя в муже сильного защитника, который она исполняла партии в его балетах «Творения
Áèçíåñ Ëåäè life Спесивцева стала бояться его предательства. Ей каза- знаменитым Вацлавом Нижинским и Антоном
Прометея», «Вакх и Ариадна»; выступала в паре со
мог бы уберечь балерину от душевных терзаний,
лось, что он ее преследует и хочет убить.
Долиным. В 30-е годы Ольга Спесивцева работала
в Буэнос-Айресе с труппой Михаила Фокина, ездила
Частые панические атаки, серьезные физические
изнеможения занимались танцовщики, постоянно
Во время одних из затянувшихся звездных гастро-
54 нагрузки, недоедание и туберкулез (в классах, где до в Австралию с труппой Виктора Дандре.
было холодно и сыро) истощили ранимую артистку. лей дочери мать балерины уехала обратно в Россию.