Page 56 - Журнал "Бизнес-леди life" #06-07/2019
P. 56

образ жизни | лики истории



                                  Ольга  Спесивцева,  наряду  с Анной  Павловой,  счита-
                                      ется легендой русского балета начала ХХ века. Она
                                         вошла  в историю особенно  тонким и пронзи-
                                           тельным исполнением партии Жизели. Но при-
                                             ма-балерину  не  интересовали  ни  звездная
                                             карьера,  ни  сотни  поклонников:  ее  тянуло
                                              жить  в  собственных  фантазиях  и  загляды-
                                              вать  за  пределы  разумного.  Это  и  привело
                                             талантливейшую  артистку  к  полному  заб-
                                              вению в стенах психиатрической больницы.


                                                          Трагическая














                                                         Жизель











            Судьбоносная роль                                 Единственной отдушиной оставался уютный мир ее

            Жизель – главная героиня одноименного балета –    фантазий, благодаря которым она и продолжала бли-
            сходит с ума из-за предательства любимого, уми-   стать на сцене. Спесивцева говорила, что видит ска-
            рает и попадает в загробный мир. Ольга Спесивцева   зочные тропинки и лужайки, бродит по ним и ищет
            воплощала этот образ на сцене настолько натурально,   своего принца Альберта из балета «Жизель».
            что  Мариинский  театр  плакал  в  прямом  смысле.
            Вживаться в персонаж балерине помогали частые  Уход в забвение
            посещения психиатрических лечебниц, где она вни-  В годы, когда русская интеллигенция активно эмигри-
            мательно изучала поведение душевнобольных. Более   ровала за рубеж, Каплун помог танцовщице с матерью
            того, она ходила в крематорий и смотрела, как сжи-  покинуть Россию. Расставание с родиной было мучи-
            гают тела умерших.                                тельным, и только работа, гастроли по миру помо-
            Интерес к потустороннему у впечатлительной        гали Спесивцевой преодолевать душевную боль. Она
            девушки возник на фоне тяжелой ситуации в стране:   стала ведущей приглашенной балериной парижской
            революции, голода, разрухи. Выйдя замуж за влия-  Оперы. В 20-х годах в Италии танцевала «Жар-птицу»,
            тельного партийного работника Бориса Каплуна, она   «Лебединое озеро», «Свадьбу Авроры». Когда пост глав-
            усугубила свое нестабильное эмоциональное состоя-  ного балетмейстера Гранд Опера занял Серж Лифарь,
            ние. Не найдя в муже сильного защитника, который   она исполняла партии в его балетах «Творения
       Áèçíåñ Ëåäè life  Спесивцева стала бояться его предательства. Ей каза-  знаменитым Вацлавом  Нижинским  и  Антоном
                                                              Прометея», «Вакх и Ариадна»; выступала в паре со
            мог бы уберечь балерину от душевных терзаний,
            лось, что он ее преследует и хочет убить.
                                                              Долиным. В 30-е годы Ольга Спесивцева работала
                                                              в Буэнос-Айресе с труппой Михаила Фокина, ездила
            Частые панические атаки, серьезные физические
            изнеможения занимались танцовщики, постоянно
                                                              Во время одних из затянувшихся звездных гастро-
     54     нагрузки, недоедание и туберкулез (в классах, где до   в Австралию с труппой Виктора Дандре.
            было холодно и сыро) истощили ранимую артистку.   лей дочери мать балерины уехала обратно в Россию.
   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61