Page 61 - Журнал "Бизнес-леди life" 09-10/2020
P. 61

Первое известное нам произведение датируется 1607 годом,
            сейчас оно называется «Аллегория свадьбы». В более
            позднем документе работа описана как «сладкий бан-
            кет, нарисованный женщиной Клер Питерс (Claer Pieters)
            из Антверпена». Кроме того, как минимум на шести панелях,
            которые она использовала, есть клейма этого города. Такие
            доски нечасто встречались в других местах, и более вероятно,
            что художница работала именно в Антверпене.

            Автопортреты в отражениях
            Хотя мы знаем мало о художнице, зато можем представить,
            как она выглядела. Клара Петерс любила совмещать жанры
            автопортрета и натюрморта в одной работе. В дальнейшем
            портрет или автопортрет «внутри» натюрморта стал ярким
            признаком голландской школы натюрморта. Иногда она
            изображала себя в отражении, когда писала стеклянную
            и металлическую посуду, — с палитрой в руке, в ореоле
            светлых волос, но черты различить невозможно. Однако
            в одной из работ, «Аллегории тщеславия», Петерс написала
            роскошно одетую молодую женщину возле стола, заваленного
            прекрасными, тонко выполненными вещами — атрибутами
            роскоши. Большая золотая чаша, украшения, горсть золотых
            монет, игральные кости… Это изображение считается авто-
            портретом Клары Петерс.
            Свои миниатюрные автопортреты она оставила также
            на «Натюрморте с цветами и кубками» (отражения на выпу-
            клых сферах позолоченного кубка), «Натюрморте с оре-
            хами, сладостями и цветами (отражение на металлическом
            кувшине), «Натюрморте с сырами и миндалем (отражение
            в крышке глиняного кувшина) и других картинах.

            Родоначальница
            «голландского натюрморта»
            Клара Петерс была в числе первых художников, которые
            начали работать с натюрмортом как с самостоятельным про-
            изведением, который стал отдельным жанром живописи.
            Более того, некоторые искусствоведы считают, что именно она
            стояла у истоков знаменитого «голландского натюрморта».
            Уникальность этой художницы не столько в ее концентрации
            на отдельном жанре, сколько в полном овладении им. Техники
            и идеи фламандки распространились на всю территорию
            нынешних Нидерландов и Германии, а коллеги, которые
            переняли ее стиль, считаются членами небольшой, но выда-
            ющейся художественной школы, которую некоторые ученые
            называют «кругом Петерс».
            Долгое время многие работы Клары Петерс приписывались
            ее последователям, а упоминания о ней не вызывали инте-
            реса у искусствоведов. Но сегодня, когда значение худож-
            ницы стало бесспорным, она завоевала сердца поклонников
            искусства. Фотографы, дизайнеры и художники, независимо
            от пола, вдохновляются уютной и таинственной атмосферой,
            сложными символическими кодами и виртуозной техникой                                                   www.businesslady-life.ru
            работ Клары Петерс.
            В «Натюрморте с цветами, позолоченными бокалами, моне-
            тами и раковинами» — минимум шесть «селфи» Петерс.
            В руках — кисти и палитра. Она словно отстаивает свой
            статус женщины-художника, заставляя зрителя признать                                                 59
            ее существование.
   56   57   58   59   60   61   62   63   64