Page 61 - Журнал "Бизнес-леди life" 09-10/2020
P. 61
Первое известное нам произведение датируется 1607 годом,
сейчас оно называется «Аллегория свадьбы». В более
позднем документе работа описана как «сладкий бан-
кет, нарисованный женщиной Клер Питерс (Claer Pieters)
из Антверпена». Кроме того, как минимум на шести панелях,
которые она использовала, есть клейма этого города. Такие
доски нечасто встречались в других местах, и более вероятно,
что художница работала именно в Антверпене.
Автопортреты в отражениях
Хотя мы знаем мало о художнице, зато можем представить,
как она выглядела. Клара Петерс любила совмещать жанры
автопортрета и натюрморта в одной работе. В дальнейшем
портрет или автопортрет «внутри» натюрморта стал ярким
признаком голландской школы натюрморта. Иногда она
изображала себя в отражении, когда писала стеклянную
и металлическую посуду, — с палитрой в руке, в ореоле
светлых волос, но черты различить невозможно. Однако
в одной из работ, «Аллегории тщеславия», Петерс написала
роскошно одетую молодую женщину возле стола, заваленного
прекрасными, тонко выполненными вещами — атрибутами
роскоши. Большая золотая чаша, украшения, горсть золотых
монет, игральные кости… Это изображение считается авто-
портретом Клары Петерс.
Свои миниатюрные автопортреты она оставила также
на «Натюрморте с цветами и кубками» (отражения на выпу-
клых сферах позолоченного кубка), «Натюрморте с оре-
хами, сладостями и цветами (отражение на металлическом
кувшине), «Натюрморте с сырами и миндалем (отражение
в крышке глиняного кувшина) и других картинах.
Родоначальница
«голландского натюрморта»
Клара Петерс была в числе первых художников, которые
начали работать с натюрмортом как с самостоятельным про-
изведением, который стал отдельным жанром живописи.
Более того, некоторые искусствоведы считают, что именно она
стояла у истоков знаменитого «голландского натюрморта».
Уникальность этой художницы не столько в ее концентрации
на отдельном жанре, сколько в полном овладении им. Техники
и идеи фламандки распространились на всю территорию
нынешних Нидерландов и Германии, а коллеги, которые
переняли ее стиль, считаются членами небольшой, но выда-
ющейся художественной школы, которую некоторые ученые
называют «кругом Петерс».
Долгое время многие работы Клары Петерс приписывались
ее последователям, а упоминания о ней не вызывали инте-
реса у искусствоведов. Но сегодня, когда значение худож-
ницы стало бесспорным, она завоевала сердца поклонников
искусства. Фотографы, дизайнеры и художники, независимо
от пола, вдохновляются уютной и таинственной атмосферой,
сложными символическими кодами и виртуозной техникой www.businesslady-life.ru
работ Клары Петерс.
В «Натюрморте с цветами, позолоченными бокалами, моне-
тами и раковинами» — минимум шесть «селфи» Петерс.
В руках — кисти и палитра. Она словно отстаивает свой
статус женщины-художника, заставляя зрителя признать 59
ее существование.