Page 56 - Журнал "Бизнес-леди life" 08-09/2019
P. 56
образ жизни | лики истории
Воспитанниц Смольного института благородных девиц современники знали как утонченных, воздушных,
чувствительных барышень с высоким интеллектом и изысканными манерами. Такими должны были быть
представительницы новой формации. Ради этого девушек полностью изолировали от внешнего мира, лиша-
ли контакта с родными и приучали к строгим порядкам, что выдерживали не все. История Смольного была
омрачена несколькими попытками самоубийства и загадочной смертью одной из воспитанниц.
Жертвы эпохи
Жертвы эпохи
Создать идеальных женщин на котором барышням следовало ответить всего на один вопрос
(причем заранее известный), большими партиями закупались
По замыслу Екатерины II девушки из дворянских семей должны успокоительные соли, поскольку волнение воспитанниц дохо-
были стать образцовыми женами и матерями для новых, совершен- дило до исступления. А в дальнейшем любая ситуация, требу-
ных людей. Предполагалось дать им всестороннее образование, ющая собранности, оборачивалась истериками и обмороками.
научить экономно вести хозяйство, готовить и рукодельничать, тан- Поэт С.Н. Марин писал, что, когда в одном из петербургских
цевать, музицировать и культурно вести себя в обществе. Первым театров ребенок зацепился за занавес и поднялся вместе с ним,
официальным учебным заведением для женщин в Российской мать – типичная утонченная натура того времени – и остальные
империи стал Смольный институт. Его организатором назначили светские дамы лишились чувств на фоне всеобщей паники, в то
дипломата и философа И.И. Бецкого. время как дитя было абсолютно спокойным и держалось крепко.
Однако Бецкой направил энтузиазм не на обучение воспитан- Незавидная судьба
Áèçíåñ Ëåäè life а на создание идеального внешнего образа девушек, который В середине XIX века инспектором классов был назначен педа-
ниц (знания по предметам давались весьма поверхностные),
должен был соответствовать эпохе: легкая поступь, потуплен-
ный взор, стыдливый румянец, беспомощность и готовность
гог К.Д. Ушинский, который полностью реорганизовал учеб-
Неподготовленность к реальной жизни воспринималась как
давать знания по предметам (русский язык, география, история,
54 в любую минуту потерять сознание. Он оттачивался годами. ный процесс. Институт начал выполнять изначальную задачу:
чистота, неиспорченность. Так, перед выпускным экзаменом, естествознание и т.д.). Но многочисленные доносы вынудили