Page 44 - Журнал "Бизнес-леди life" 05/2020
P. 44

образ жизни | красота













            Как в России


            менялись взгляды



            на женскую красоту?





            Автор: Ю. Павельев  Фото: из архива Ю. Павельева


            Любовь к красоте — это вкус. Создание кра-        о гармоничных чертах лица и отношение к женской одежде:
            соты — это искусство.                             она служила футляром для тела, который должен был скрывать
                                                Р. У. Эмерсон  все женские прелести. Искусствовед М. Н. Мерцалова отмечала,
            Россия на протяжении многих веков заимствовала разнообраз-  что византийские художники изображали женщин «с громадными
            ные представления о женской красоте у других стран, при этом   продолговатыми глазами, с узким удлиненным овалом лица,
            не отходя от общепринятого идеала русской красавицы, сфор-  с тонким носом и маленьким ртом, с губами, в которых не было
            мировавшегося еще в древности, т. е. не только перенимала   даже намека на чувственность». Появление на Руси византий-
            сложившиеся в Европе взгляды, но и пропагандировала свои.   ско-греческих идеалов красоты отразилось в изображении Христа,
            Большое влияние оказывали идеология и религия, доминиро-  Богородицы, святых, князей, и впоследствии обычные женщины
            вавшие в обществе в той или иной период.          начали перенимать эти образы.
            Если в дохристианские времена смысл красоты имел некий
            земной вектор направленности, был чувственным, связывался  Дородная крестьянка
            с природой и не имел строгих рамок, по которым можно было бы   В исторических источниках говорится о том, что индоевропейские
            выявить идеал, то после принятия христианства и его обрусения   народы характеризуют своих древних предков как высоких, свет-
            к XII веку эталон привлекательности получил вертикальный   лых, сильных — красивых. Женщина Древней Руси должна была
            вектор направленности — к горнему, к свету. Красота в представ-  быть дородной, с чистым, светлым лицом. Судя по антропологиче-
            лении людей начала приобретать духовно-мистическую природу,   ским приоритетам, как в Европе, так и в России приветствовалась
            а античная чувственность стала уходить из ее критериев. Однако   полнота, способность много рожать, работоспособность. Хотя
            уже в XIII веке последовало обращение к идеалам воспетых   позже, в Средние века, девочкам из богатых семей запрещали
            в былинах Трояновых (языческих) веков, вызванное княжескими   много есть, чтобы они не толстели. На ночь в волосы втирали
            усобицами. Затем наступила эпоха Русского Предвозрождения   благовонные мази, руки мазали нутриевым салом и надевали
            (XIV–XVI века), когда произошло восстановление культуры, воз-  на них нитяные перчатки, а грудь массировали специальной
            рождение народных образов. XVII век стал временем всесторон-  помадой. Будили их рано, чтобы утреннее солнце окрасило лица
            него процесса обмирщения, внедрения в материальную культуру   живым румянцем. Но и русские красавицы не могли устоять перед
            России европейских эталонов красоты. Период IX–XVII веков   модой: белились и румянились, чтобы быть похожими на кукол.
            в России свидетельствует о явной трансформации понятия об   По словам англичанина С. Коллинза, придворного врача царя
            идеальной внешности, которое тем не менее, несмотря на все стол-  Алексея Михайловича, который в сатирических тонах описывал
            кновения, сохранило свои основные сущностные характеристики.  представления русских дам XVII века об идеальной внешно-
            Наглядно проследить динамику изменений взглядов на красоту   сти, можно понять, что женщины не старались быть худыми,
            в России нам позволяет множество литературных источников,   а наоборот, полнота тела слыла неотъемлемым атрибутом кра-
            образы и портреты эталонных красавиц своего времени, запе-  соты. Коллинз писал: «Красотою женщин считают они толстоту.
       Áèçíåñ Ëåäè life  Непорочная дева                      разное представление о женской привлекательности. Как отмечал
                                                              Дай мне Бог толстоту, а я себе дам красоту». Разные классы имели
            чатленные известными живописцами.
                                                              Н. Г. Чернышевский, у крестьян, например, идеалом была здоровая
                                                              цветущая девушка — что называется, кровь с молоком. Здоровье
            В VI веке на византийские представления о женской привлека-
                                                              извечной мечте крестьянина. Такая девушка могла стать хорошей
            церкви, женщина была источником соблазна и греха. В то же
     42     тельности оказала влияние христианская религия. По учению   свидетельствовало о нормальной трудовой жизни и достатке —
            время в обществе пропагандировалось своеобразное суждение   помощницей в работе, женой, матерью.
   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49