Page 44 - Журнал "Бизнес-леди life" 05/2020
P. 44
образ жизни | красота
Как в России
менялись взгляды
на женскую красоту?
Автор: Ю. Павельев Фото: из архива Ю. Павельева
Любовь к красоте — это вкус. Создание кра- о гармоничных чертах лица и отношение к женской одежде:
соты — это искусство. она служила футляром для тела, который должен был скрывать
Р. У. Эмерсон все женские прелести. Искусствовед М. Н. Мерцалова отмечала,
Россия на протяжении многих веков заимствовала разнообраз- что византийские художники изображали женщин «с громадными
ные представления о женской красоте у других стран, при этом продолговатыми глазами, с узким удлиненным овалом лица,
не отходя от общепринятого идеала русской красавицы, сфор- с тонким носом и маленьким ртом, с губами, в которых не было
мировавшегося еще в древности, т. е. не только перенимала даже намека на чувственность». Появление на Руси византий-
сложившиеся в Европе взгляды, но и пропагандировала свои. ско-греческих идеалов красоты отразилось в изображении Христа,
Большое влияние оказывали идеология и религия, доминиро- Богородицы, святых, князей, и впоследствии обычные женщины
вавшие в обществе в той или иной период. начали перенимать эти образы.
Если в дохристианские времена смысл красоты имел некий
земной вектор направленности, был чувственным, связывался Дородная крестьянка
с природой и не имел строгих рамок, по которым можно было бы В исторических источниках говорится о том, что индоевропейские
выявить идеал, то после принятия христианства и его обрусения народы характеризуют своих древних предков как высоких, свет-
к XII веку эталон привлекательности получил вертикальный лых, сильных — красивых. Женщина Древней Руси должна была
вектор направленности — к горнему, к свету. Красота в представ- быть дородной, с чистым, светлым лицом. Судя по антропологиче-
лении людей начала приобретать духовно-мистическую природу, ским приоритетам, как в Европе, так и в России приветствовалась
а античная чувственность стала уходить из ее критериев. Однако полнота, способность много рожать, работоспособность. Хотя
уже в XIII веке последовало обращение к идеалам воспетых позже, в Средние века, девочкам из богатых семей запрещали
в былинах Трояновых (языческих) веков, вызванное княжескими много есть, чтобы они не толстели. На ночь в волосы втирали
усобицами. Затем наступила эпоха Русского Предвозрождения благовонные мази, руки мазали нутриевым салом и надевали
(XIV–XVI века), когда произошло восстановление культуры, воз- на них нитяные перчатки, а грудь массировали специальной
рождение народных образов. XVII век стал временем всесторон- помадой. Будили их рано, чтобы утреннее солнце окрасило лица
него процесса обмирщения, внедрения в материальную культуру живым румянцем. Но и русские красавицы не могли устоять перед
России европейских эталонов красоты. Период IX–XVII веков модой: белились и румянились, чтобы быть похожими на кукол.
в России свидетельствует о явной трансформации понятия об По словам англичанина С. Коллинза, придворного врача царя
идеальной внешности, которое тем не менее, несмотря на все стол- Алексея Михайловича, который в сатирических тонах описывал
кновения, сохранило свои основные сущностные характеристики. представления русских дам XVII века об идеальной внешно-
Наглядно проследить динамику изменений взглядов на красоту сти, можно понять, что женщины не старались быть худыми,
в России нам позволяет множество литературных источников, а наоборот, полнота тела слыла неотъемлемым атрибутом кра-
образы и портреты эталонных красавиц своего времени, запе- соты. Коллинз писал: «Красотою женщин считают они толстоту.
Áèçíåñ Ëåäè life Непорочная дева разное представление о женской привлекательности. Как отмечал
Дай мне Бог толстоту, а я себе дам красоту». Разные классы имели
чатленные известными живописцами.
Н. Г. Чернышевский, у крестьян, например, идеалом была здоровая
цветущая девушка — что называется, кровь с молоком. Здоровье
В VI веке на византийские представления о женской привлека-
извечной мечте крестьянина. Такая девушка могла стать хорошей
церкви, женщина была источником соблазна и греха. В то же
42 тельности оказала влияние христианская религия. По учению свидетельствовало о нормальной трудовой жизни и достатке —
время в обществе пропагандировалось своеобразное суждение помощницей в работе, женой, матерью.